bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Пасхальные подарки

Валерий Гергиев в пятый раз привез Московский фестиваль в Томск.

Концерт симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева 2 мая собрал тысячную аудиторию. Несмотря на то, что это был поздний концерт: он начался в половине девятого вечера. Артисты вышли на сцену через час по прибытию Пасхального поезда в Томск.

 
- Мне трудно назвать точное число городов, где за время существования Пасхального фестиваля побывал Мариинский театр. Мы как-то считали – около 65 регионов. Слава Богу, что у нас до сих пор получается выезжать в регионы, - заметил художественный руководитель фестиваля и Мариинского театра на послеконцертном пресс-подходе.

Стремительную географию фестиваля, который нынче проходит с 28 апреля по 16 мая, можно заносить в Книгу рекордов Гиннеса. За четыре дня Тверь, Казань, Пермь, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Томск. Всего в этом году Пасхальный фестиваль охватит 20 регионов. И каждый день - по три концерта.
 

- Коллектив, который я благодарил со сцены, уникальный, - подчеркнул Валерий Гергиев. – Мы доверяем друг другу. Но количество переездов, и количество времени, который проводим в дороге – это близко к критическим цифрам. А с другой стороны, огромная компенсация – такой прием, как у вас. Так же встречали нас и в Кемерово, и в Омске, и в Екатеринбурге. Традицию ежегодного проведения Пасхального фестиваля в регионах создавать нелегко, а потерять – просто. Не появимся раз, не появимся два… Кто-то удивится, кто-то будет неприятно поражен, дескать, ведь находили же возможности почти 20 лет ездить.

За пять лет у томичей тоже сложился своеобразный «порог ожидания». И как только начинаются пасхальные дни, ожидания усиливаются.  Основную интригу всегда составляет программа: что привезут? Ожидали сочинения М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова, так восемнадцатый Пасхальный фестиваль посвящен этим композиторам, чьи юбилеи отмечает мировая музыкальная общественность. Но Валерий Гергиев сформировал программу из европейской и советской музыки.
 


- Мы включили на этот раз сочинения, которые ещё не исполняли в Томске - это фрагменты из балета "Золушка" Сергея Прокофьева и симфоническую поэму "Жизнь героя" Рихарда Штрауса, - заметил маэстро.

Открыл концерт Прелюд к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси. Эта музыка исполнялась в один из предыдущих приездов, но в данной программе она сыграла роль камертона для публики, настроив ее на восприятие длинных пиано. «Изумительной» назвал музыку и Прокофьева, который в исполнении оркестра Мариинского театра не раз звучал, и сочинение Рихарда Штрауса, поразившее слушателей быстрой сменой настроений и запомнившееся великолепным соло скрипки Лоренца Настурика-Гершовичи.
 

И все-таки особенность концерта заключалась во внемузыкальном событии. Он совпал с днем рождения маэстро. Поэтому губернатор Томской области Сергей Жвачкин не только благодарил Валерия Гергиева за подаренную пасхальную радость, но и поздравил с днем рождения от имени миллиона жителей Томской области. А в качестве эпиграфа к поздравительной речи губернатор попросил дать на экран фрагмент видеозаписи с заседания президентского совета по культуре, когда Валерий Абисалович Гергиев обратился к президенту Российской федерации с просьбой выделить Томску миллиард на реконструкцию Большого концертного зала филармонии и Томского театра драмы.  Слова, речь и цветы утонули в аплодисментах.

- Если бы у меня не было каких-то особых причин побывать здесь, в кругу друзей моих, я, быть может, как-то оказался бы в каком-то другом месте. Страна большая, - так ответил Валерий Гергиев на вопрос журналистов, о случайном совпадении или специальном намерении дать концерт в Томске 2 мая.
 


Расширение сферы ответственность Мариинского театра постройкой в Кемерово филиала Мариинки художественный руководитель и директор театра объяснил долгом перед российской провинцией:

- Фраза, сказанная мною президенту Российской Федерации, говорит о том, что здесь в Томске, есть площадка. Конечно, можно мечтать о фантастическом новом зале, который будет соперничать с лучшими мировыми образцами. Но ближайшая задача – привести в порядок этот зал. Мы сейчас наметили гигантскую программу. Это гигантская программа, подчеркиваю.
 

Почему филиал в Кемерово, а не в Томске или Новосибирске? Я не обсуждал ни с коллективом, ни с кем, а сразу принял решение – открыть филиал Мариинского театра в Кемерово. Это наш долг после прошлогодней страшной трагедии. Но одна из причин верить в то, что это может быть интересным сценарием и для нас - возможность чаще бывать в огромном сибирском регионе, который охватывает Томск, Новосибирск, Омск, Красноярск.  Филиал может стать площадкой для грандиозного фестиваля, который объединит территории Сибирского округа. Я не хочу искусство загонять в какие-то политические рамки и сценарии, но есть огромные разрывы между тем, что естественным образом дано публике в Москве или в Петербурге и тем, что получают жители в Томске или Кемерово. При всей славной истории вашего края, здесь выбор беднее. Я совершенно уверен в том, что при наличии филиала мы будем справляться со своей задачей еще лучше.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: с официального сайта Московского Пасхального фестиваля.