bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Пофантазировали!


Концерт «В жанре фантазии» можно назвать прелюдией к новому концертному сезону. Он прошел в Большом концертном зале филармонии ровно за десять дней до официального открытия 74-го сезона. И стал первым в четырехчастном цикле нового абонемента «Жанры».

На вопрос, почему и зачем сделан такой формальный акцент уже в названии, художественный руководитель и главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Михаил Грановский ответил:

- Назвал «Жанры», чтобы познакомить более подробно людей, может быть, не очень сведущих в музыке, с теми жанрами, которые то и дело встречаются в музыкальной литературе того или другого композитора. Мы иногда не задумываемся, почему это вариации, почему здесь поэма, почему сюита или фантазия. Мне хотелось объединить их циклом, чтобы в одном концерте были исключительно фантазии. В другом - сюиты, в третьем - поэмы или вариации. На самом деле, важен не просто набор произведений, а важна возможность показать и посмотреть, как тот или иной жанр развивался.

«И вдруг фантазия разыгралась…»


«Как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух...». Этой пушкинской строфой можно описать основную миссию филармонии и удивление слушателей. Когда со сцены полилась мелодия Михаила Глинки, часть публики радостно узнала ее.

На поверку оказалось, далеко не все связывали имя композитора и симфоническую музыку с русской плясовой. Более того, только старшее поколение знает, что «Камаринская» - танец. Студенческая молодежь (ее было немного, но она пришла!) вслушивалась внимательно в незнакомые и в то же время узнаваемые ритмы и мелодии. Она открывала для себя тот пласт музыкальной культуры, который до этого считала «непонятным». Хотя это была русская музыка, написанная в XIX и в начале ХХ веков композиторами, которые считаются национальной гордостью, мировыми именами  - Глинкой, Рахманиновым, Чайковским.

Ведущий концерта Дмитрий Ушаков, который в этот раз беседовал со слушателями из радиорубки (шла онлайн трансляция концерта в муниципалитеты области), в представлении каждого произведения рассказывал ее предысторию и таким образом раскрывал суть жанра фантазии, одного из старинных жанров. Ведь память музыкальной фантазии хранит другую память - о том произведении, которое послужило «точкой отсчета», дало импульс для творческого процесса и создания нового. Поэтому фантазия всегда несет отпечаток автора, сохраняет его голос, особенности его художественной натуры. Надо быть Глинкой, чтобы обладать внутренним музыкальным чутьем и услышать в свадебной обрядовой песне «Из-за гор, гор, высоких, гор» созвучность с русской плясовой. Надо быть Рахманиновым, чтобы в поэтической строчке Лермонтова «Ночевала тучка золотая на груди утеса великана» увидеть скрытое волнение, напряженное переживание личной драмы и все эти богатые на оттенки чувства переложить на музыку, которая захватывает тебя полностью. Надо быть Чайковским, чтобы создать музыку, равную по силе воздействия слову великого Данте. Пожалуй, история любви Фанчески и Паоло из Римини нам известна более других фрагментов «Божественной комедии» именно благодаря музыке Чайковского. И наверняка имя певца-сказителя северных былин о Вольге и Мукуле Трофима Григорьевича Рябинина, этакого русского Гомера, затерялось бы в анналах истории русской культуры, не напиши Аренский свою Фантазию на темы Рябинина.

Импровизация и свобода – так в двух словах можно определить суть жанра музыкальной фантазии. Почти 500-летняя история существования жанра нашла свое отражение в произведениях, прозвучавших на концерте. Теплая и мощная волна музыкальной энергии, которой виртуозно и властно управлял главный дирижер оркестра Михаил Грановский, наполняла слушателей - и дышать становилось легко и радостно. Оркестровые тутти в «Камаринской» или соло кларнета во «Франческе», страсть, любовь и отчаяние в «Утесе», которые замирают на тишайшем пианиссимо, рождали в каждом слушателе свои чувства, воспоминания, фантазии. И каждый мог повторить за Глинкой: «И вдруг фантазия разыгралась…»

Незнакомый знакомец


Во втором отделение концерта к симфоническому звучанию оркестра добавился голос рояля. В Концертной фантазии П. И. Чайковского и Фантазии А. Аренского солировал Алексей Набиулин, лауреат международных конкурсов, серебряный медалист XII Международного конкурса П. И. Чайковского, солист Московской филармонии. Еще до начала концерта, во время репетиции можно было убедиться, что существует особая духовная связь между исполнителем и композитором, о которой говорил сам пианист.

- Играть музыку Петра Ильича – мало того, что это наслаждение. Это еще и какая-то особая миссия, - считает Алексей Набиулин. – И эта миссия становится вдвойне ответственной, если играешь его музыку где-то в первый раз. Несмотря на то, что музыка Чайковского – самая исполняемая музыка в мире, но у него есть такие произведения, которые никогда не исполнялись или очень редко, как, например, Концертная фантазия для фортепиано с оркестром.

В репертуаре солиста Московской филармонии и педагога Московской консерватории это произведение уже давно, но мы можем смело утверждать, что для современного поколения слушателей солист Московской филармонии и маэстро Михаил Грановский вместе с оркестром открыли неизвестную страницу творчества гения русской музыки.

Мягкая, проникновенная, интеллигентная игра Алексея покорила слушателей. В Томске Алексей Набиулин впервые. Но здесь, в ТГУ, училась его жена. Выполняя ее наказ, он гулял по городу, фотографировал старые здания на улице Советской. Сам Алексей родом из Норильска. В этот заполярный город приехали его родители зарабатывать деньги, как признался пианист. "В советское время Норильск считался одним из благополучных городов". А в 10 лет музыкальная общественность Норильска решила, что талантливый мальчик, который уже давал концерты, а музыкой начал заниматься в пять лет, должен учиться в Москве. И десятилетний Алексей поехал покорять Москву. «Страха не было. Если начинаешь в детстве, то все проходит легко и естественно. Сначала ЦСМШ, потом Московская консерватория, аспирантура. Сейчас снова в Московской консерватории – преподаю».

После концерта состоялась автограф-сессия с солистом и дирижером. В очередь за автографами встали и студенты Томского госуниверситета.


- Такое необычное впечатление от игры симфонического оркестра, что меня переполняют сильные эмоции, - призналась Анна Глушенкова, студентка 3 курса факультета журналистики. – Я приехала из Комсомольска-на-Амуре учиться в Томск, и вот уже третий год живу здесь, но на концерт симфонической музыки пришла впервые. И для меня открылся новый мир.

- Мы здесь именно для того, чтобы публика узнала эти сочинения, - заметил маэстро Михаил Грановский. - Целые пласты русской музыки почти потеряны для публики.  К сожалению,  они очень редко звучат. А там много глубокого. Это прекрасная музыка. И так в каждом из концертов этого абонемента будет и знакомая музыка, и вещи менее известные, но для нас, музыкантов, они представляют большую ценность.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК, Владимир БОБРЕЦОВ.