bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Представьте, вы на концерте Моцарта»

Венская классика в Органном зале будет звучать в наступающем сезоне

Ранний Моцарт и зрелый Гайдн в концерте «Венский час» открыли 15 сентября новый цикл абонементных концертов симфонического оркестра, которые будут проходить в Органном зале.  
На мысль предложить ценителям и знатокам венской классики, то есть любящих музыку Гайдна, Моцарта и раннего Бетховена, особый абонемент маэстро Михаила Грановского навел Органный зал – храм по первому своему назначению.
- По акустике он идеально подходит именно для музыки венских классиков – для клавирных концертов Вольфганга Амадея Моцарта и симфоний Йозефа Гайдна, - считает главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра, идейный вдохновитель абонемента. –  Раньше здесь звучала музыка романтиков XIX века или современная музыка, требующая большого состава оркестра, а зал скорее предназначен для хора, органа, либо для камерной музыки.
Произведения Моцарта,  Гайдна и Бетховена – вот та канва, которая объединит все четыре концерта абонемента. Вторая его особенность в том, что дирижер «Венского часа» будет представлен не только управляющим оркестром, но еще как исполнитель и как ведущий.  Однако на первом концерте дирижер стоял за пультом, зато следующий концерт представит маэстро Константина Маслюка как дирижера и пианиста.
Третья особенность «Венского часа» - в том, что абонемент задумывался как элитный клуб.
- Мы не будем сидеть в париках и чепчиках и в платьях с кринолинами на сцене, но вечерний дресс-код для зрителей приветствуется, - пояснил Михаил Грановский. – Венская классика – это определенные стандарты звучания.

Почти, как в Вене

- В этом зале мы создадим атмосферу Вены, музыкальной столицы Европы времен Моцарта и Гайдна, - пообещал ведущий концерта Дмитрий Ушаков и тут же предупредил, что филармонический «Венский час» будет отличаться по длительности от концертов, когда за роялем сидел сам Вольфганг Амадей. – Музыка будет звучать всего час или чуть больше час.  А вот публика, пришедшая на концерт Моцарта, слушала три-четыре его симфонии, а потом и еще несколько вещей из опер….

Моцарт томскому слушателю был явлен Увертюрой из оперы «Похищение из сераля» и Концертом №16, где солировала юная пианистка Ева Медведко, которая еще недавно была сибирячкой, жила в соседнем Новосибирске, а с сентября сего года является ученицей Московской средней специальной музыкальной школы (В Новосибирске она училась у Дмитрия Карпова, сейчас у Наталии Трулль).
Когда композитор писал «Похищение из сераля», он был молод и счастлив. Вскоре после премьеры оперы Моцарт женился. Радость и озорство, помноженные на молодость и влюбленность, были ощутимы в музыке. Но для искушенного слушателя моцартовское сочинение интересно своим восточным колоритом. Ибо именно в том, каким инструментам композитор доверил вести «янычарскую» мелодию, и проявилась гениальность Моцарта.

- Оркестр он заставил звучать, как турецкий военный оркестр. В партитуру Моцарт ввел голоса экзотических по тому времени инструментов: большой барабан, треугольник, флейту-пикколо, - рассказал перед началом концерта Дмитрий Ушаков. – На венскую публику «янычарская» музыка произвела сильнейшее впечатление.

Сегодняшнему слушателю присутствие «турецких» инструментов в оркестре – не в новинку, и поэтому произвело впечатление исполнение Увертюры, а не только сама музыка. И публика отдельно благодарила Евгения Некрасова (флейта). Юлию Ильину (ударные), Владислава Земцова (ударные), Дмитрия Мозгунова (ударные).

- Я была однажды в Вене. Это потрясающе музыкальный город! – призналась перед концертом Ева Медведко. – Там много музеев. Есть музей фортепиано, где можно поиграть на инструментах времен Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена. Моцарт на современном рояле и Моцарт на аутентичном инструменте – две разные вещи. Сегодня и восприятие другое.

Ева впервые приехала в Томск, впервые играл с Томским оркестром. И для этого она почти два месяца учила Концерт №16. Это один из ранних Концертов, где весьма ощутимо соревнование солиста и оркестра.

- Во время репетиции мне приятно было играть с Томским оркестром. Нравится дирижер: он всех организует и вдохновляет. Конечно, я немножко волнуюсь, так как не знаю, какая публика в Томске. Надеюсь, будут внимательно слушать. Очень рада, что играю Моцарта, потому что у Моцарта своя атмосфера. Особенно это ранние концерты – светлые, радостные, они заряжают неповторимой энергетикой и солиста, и оркестр, и зал. В Концерте есть места, можно сказать, хулиганские, композитор явно с юмором писал эти страницы. И этот юмор надо сыграть! Технически это непросто. Но для меня важно передать это игривое настроение. Чтобы не просто от начала до конца чисто сыграть, но и показать театральные моменты. А еще исполнении юмористических фрагментов очень зависит от внутреннего состояния пианиста.

Внутреннее состояние юной пианистки отражалось на ее лице во время исполнения. Оно было одухотворено и мечтательно. Ева глубоко и тонко переживала и передавала светлое настроение музыки Моцарта.

Иллюзия известности

В основном только три композиторских имени будет звучать на концертах «Венского часа». Но сужение круга композиторов обещает глубину погружения в творчество венских классиков.

- Кажется, что мы знаем всего Моцарта или всего Бетховена, но, когда начинаешь думать всерьез, понимаешь, насколько это не так, -  справедливо заметил Дмитрий Ушаков о феномене известности Гайдна, Моцарта и Бетховена. Этот феномен он назвал «иллюзией известности».

И 48-я симфония в исполнении симфонического оркестра подтвердила. Надо сказать, что Гайдн довольно часто звучащий в Органном зале, в концерте 15 сентября воспринимался, может быть, не настолько радостно, как хотелось бы, но свежо.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.