Профессор Уральской консерватории Анатолий Сидоров в первый день посоветовал Арине Непряхиной и ее педагогу по флейте Надежде Стуровой подобрать такое произведение, чтобы потренировать третий и четвертый пальчики, и уже на следующий день девочка играла этюды Гарибольди. И неочевидная связь итальянского флейтиста и композитора с венским классиком Бетховеном стала наглядной: этюды подготавливали руку для исполнения бетховенской сонаты, которую сейчас разучивает Арина.
Татьяна Директоренко, преподаватель Академического музыкального училища при Московской консерватории, во время мастер-классов объясняла и учащимся, и их педагогам, что сегодня на Западе приветствуется аутентичное исполнение барочной музыки, прежде всего, музыки Баха, и поэтому «надо играть украшательства поверх нот». Как это сделать, она показывала Полине Колесниковой, которая приготовила для мастер-класса большую программу.
- Как правило, дети делают обычные школьные ошибки, - поясняет профессор Московской консерватории Елена Чверток. – Поэтому мастер-классы – это еще и обмен педагогическим опытом. Мы, педагоги, где бы ни работали, всегда учимся. А дети… Дети везде одинаковы. Они все талантливы. Но важен момент раскрытия ребенка. И, как правило, это момент удовольствия от общения. Потому что музыкант – профессия творческая, а маленький музыкант нуждается в свободе, в открытости.
- Результат мастер-классов – всегда положительный, - считает Галина Прокофьева, артистка симфонического оркестра и педагог ДШИ №5. Вместе со своей ученицей Елизаветой Абдирмановой она отучилась все три дня. – Из общения с преподавателями столичных школ и консерваторий мы узнаем о современных тенденциях в преподавании специальности, о новых методах и приемах. Для нас это краткий курс повышения педагогического мастерства.
Важно и то, что общение с томскими дарованиями было интересно и для педагогов. Как заметила Елена Чверток, каждый преподаватель смотрит на каждого одаренного ребенка с профессиональным прицелом. «Мы ищем себе кадры, - призналась Елена Казимировна. - Консерватория начинается именно с этого: то, как мы воспитываем детей, то и получаем. Раньше с образованием детей в регионах было гораздо лучше. Сейчас уходит поколение советских педагогов, поэтому сейчас ездим по всем регионам, воспитываем себе смену. Сосредотачиваться просто в Москве, это значит, остаться без свежей крови и без наших талантливых детей из провинции».
Ценность таких мастер-классов осознают и сами ученики. Андрей Осин, который уже учится в Томском музыкальном колледже, в свое время ездил в Москву как победитель интернет-конкурса. Его прослушали преподаватели Гнесенки и вдохновили подростка. Он решил заняться флейтой профессионально. На мастер-класс пришел к профессору Уральской консерватории Анатолию Сидорову и почувствовал разницу московской и уральской школы и чем обе отличаются от томской.
- Стипендия – это стимул поучаствовать в мастер-классах, но не меньший стимул – поиграть в кругу хороших музыкантов. Редко попадаются хорошие концерты, но, когда становишься участником такого концерта, возникает ощущение, что ты не просто музыкант, ты – часть чего-то большого.
Андрей Осин не вошел в число стипендиатов, но принял участие в гала-концерте юных музыкантов, который завершал трехдневную «муштру» на мастер-классах.
Приняли в семью- Эти дни были важными, наполненными волнением и серьезной работой, не только для детей, но и для нас, руководителей фонда «Новые имена», - признался вице-президент фонда Александр Петросян. – Ежегодно около 150 юных музыкантов в стране получают денежные стипендии от фонда. Летом они могут приехать в школу искусств в Суздале. В прошлом году фонд выиграл очень серьезный Президентский грант России, и Томская область вошла в этом президентский проект.
Вместе с начальником департамента по культуре и туризму Томской области Павлом Волком он зажег свечу «Новых имен». Этой традиции уже 30 лет, ей следовали и королева Великобритании, и Папа Римский. Чаша со свечой, символизирующую семью благотворительного фонда «Новые имена», стояла на сцене Органного зала во время гала-концерта, предварявшего торжественную церемонию вручения стипендий.
По итогам трех дневных занятий были определены шесть «новых имен». Строго говоря, новых имен пять, а шестой, вернее шестая – Полина Климова еще в прошлом году стала стипендиатом «Новых имен» и даже съездила в Суздаль. В этом году она подтвердила и высокую оценку педагогов, и свое намерение стать музыкантом. Последует ли она примеру Эвелины Рудер, которая воспользовалась статусом стипендиата фонда и поступила в Московскую специальную музыкальную школу, Полина пока не знает. Но в том, что музыка – ее призвание, убеждена.
Кроме нее, большую музыкальную семью, как называет «Новые имена» нынешний президент фонда Денис Мацуев, пополнили Маргарита Никонова, студентка Томского музыкального колледжа (флейта), Полина Шестко, ученица ДМШ-2 (кларнет), Кристина Евсюкова (скрипка), ученица ДШИ-3, Мария Голикова (фортепиано) из Северска и Анастасия Талах (фортепиано) из Стрежевого. Кроме того, Полина Климова, Маргарита Никонова и Полина Шестко получили путевку в летнюю школу искусств в Суздале.
- Когда услышала свою фамилию среди стипендиатов, испытала и волнение, и восторг одновременно, - признается Полина Шестко. - Это такое волнение, которое преобразуется в радость.
- Дети, которым сегодня вручили стипендию, получили мощный шанс изменить жизнь. Кроме трудолюбия, таланта, в жизни всегда важен шанс, - убежден Павел Волк. – Стипендия фонда «Новые имена» - это шанс попасть в музыкальную элиту страны, возможно, и мира. Шанс встретиться, позаниматься, поработать с лучшими педагогами в этой сфере искусства, которую избрали.
О серьезности отбора свидетельствует и система поддержки дарований: за каждым стипендиатом следят руководители фонда и помогают им делать музыкальную карьеру. Участники фестиваля «Денис Мацуев и друзья» пианистка Александра Довгань, музыкальная сенсация последних двух сезонов, и виолончелистка Анастасия Кобекина, ставшая в этом году лауреатом конкурса Чайковского в Москве, - подтверждают слова Дениса Мацуева, судьбу которого тоже изменил фонд «Новые имена» о том, что фонд – это большая семья, которая заботится о каждом своем члене.
- У вас сегодня успех. И мы поздравляем вас! – обратился народный артист России Денис Мацуев к шести юным томичам. – Но завтра, как говорила основатель фонда Ивета Николаевна Воронова, вам начинать с чистого листа. И так каждый день. Это правило действует всю жизнь. У меня тоже каждый день начинается с чистого листа. Каждый день – новая музыка, новая игра, новые города, страны, новая публика. Я хочу, чтобы вы поняли: то место, где вы сейчас стоите – сцена – это самое сказочное место для любого музыканта. Я желаю вам, чтобы вы находились на ней, как можно дольше.
В качестве напутствия и в подарок зрителям исполнил виртуозное произведение Ференца Листа «Мефисто-вальс», который когда-то давно, еще будучи мальчиком из Иркутска, играл на отборочном туре «Новых имен».
Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Игорь ВОЛК.