bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

МАСМ: против течения, но в русле Баха

Московские музыканты отметили юбилей Эдисона Денисова в Томске

Музыканты Московского ансамбля современной музыки могут все, даже извлекать музыку из камертона, если по нему вести смычком. Именно такое произведение молодого томского композитора Георгия Дорохова для пяти камертонов исполнил ансамбль на его родине, тогда еще в присутствии автора.

С того памятного концерта прошло почти десять лет. Нет уже с нами Георгия, частично сменился состав ансамбля. И вот новая встреча томских меломанов с прославленным и самым титулованным ансамблем современной музыки. Она прошла в конце сентября в Органном зале в рамках фестиваля «Классическое лето имени Эдисона Денисова». Два концерта и «Бах и время» по диапазону и характеру представленной музыки точно и органично вписались в концепцию фестиваля.

«Он не дал нашей музыке погибнуть»


Один из двух концертов - «Против течения» - был посвящен 90-летию Э.В. Денисова, нашего земляка, лидера музыкального авангарда второй половины ХХ века, а для музыкантов МАСМа – человека, при непосредственном участии которого его учеником, Юрием Каспаровым, был создан этот ансамбль в 1990-м году.

- Когда Эдисон Денисов ушел из жизни, многие задавались вопросом: как долго будет сохраняться память о нем? Память не просто сохраняется, а с каждым годом увеличивается. Имя Эдисона Денисова собирает залы в России и за рубежом. Нынешний юбилей отмечают во многих крупных городах – Москве. Санкт-Петербурге, Париже, - заметила музыковед ансамбля Виктория Коршунова. – И это понятно, он не дал нашей музыке погибнуть. Благодаря его связям с Европой советские композиторы существовали в контексте мировых тенденций.

По ее словам, Денисов во многом повлиял на репертуар ансамбля и влияет до сих пор. Поэтому программа концерта была выстроена, как творческий портрет юбиляра на фоне музыкального авангарда ХХ века. Такой подход позволил показать и особенности денисовского стиля, и диапазон поисков нового музыкального языка, начиная с авангардистов 30-х годов Николая Рославца и Леонида Половинкина и до наших дней.

Музыканты буквально следовали за мыслью композитора о том, что – «современная музыка должна звучать, звучать постоянно, вместе с классической музыкой. Поэтому начали концерт с «белых пятен» авангардной музыки ХХ века, исполнив Ноктюрн (1913) Николая Рославца и «Два происшествия» (1925) Леонида Половинкина, которые входили в первый состав Ассоциации современной музыки (АСМ-1). Сам Э. Денисов много сделал для того, чтобы мир узнал о творчестве этих композиторов. Но стоит согласиться и с Викторией Коршуновой, которая считает, что Рославец и Половинкин «преступно забыты». Поэтому МАСМ открывает эту музыку для новых слушателей. Кстати, она звучала в транскрипции для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, которую сделал Олег Танцов (кларнет). В Ноктюрне и в «Двух происшествиях» жила Россия первых двух десятилетий ХХ века – постромантическая у Рославца и театрально-конструктивистская у Половинкина.

Включение в программу сюиты из трех пьес к опере «Нос» Дмитрия Шостаковича и трех пьес из балета «Стальной скок» Сергея Прокофьева на первый взгляд могло показаться противоречащим названию - «Против течения». Но только на первый. По характеру музыки и «Нос», написанный в 1927 году, и «Стальной скок», созданный в том же году, точно вписывается в русле новаторских идей 20-х годов минувшего века. К тому же, молодой Шостакович входил в АСМ-1. Для слушателей гоголевские мотивы в интерпретации Шостаковича и тема индустриализации в балете Шостаковича стали поводом восхититься творческой энергией русских гениев ХХ века, создать в своем воображении серию картин русской жизни от николаевской эпохи до сталинской.

Сочинение Эдисона Денисова уже своим названием «DSCH» (1969) вступало в диалог с творчеством Дмитрия Шостаковича, ибо для названия один композитор выбрал монограмму другого композитора. В контексте денисовской биографии посвящение Шостаковичу можно рассматривать, как жест уважения и благодарности. Известно, что одобрение Шостаковичем первых опусов молодого композитора окрылило и придало уверенность Денисову. В исполнении ансамбля оно прозвучало именно по-денисовски.

Рядом с именем Денисова прозвучало и имя его друга – Альфреда Шнитке. Игра Шнитке с равновеликими предшественниками и ровесниками – Стравинским, Прокофьевым и Шостаковичем в адресованном им «Посвящении» (1978) с неожиданной стороны раскрывало тему концерта. Постмодернизм, который уже властвовал в Европе, а к нам пришел тремя десятилетиями позже, оказывается, был уже опробован Шнитке. В этом сочинении он проявился в ироничной игре стилями: композитор использовал темы Китайского марша из оперы «Соловей» И. Стравинского, скерцо для четырех фаготов С. Прокофьева и Полька из балета «Золотой век» Д. Шостаковича, при этом обращался с чужой музыкой, не как с цитатами, а как с собственным материалом.

Завершала концерт Сюита из музыки к мультфильму «Черепаха Тортилла». В 1955 году ее написал Денисов, позже ее оркестровал Юрий Каспаров. Томичи слушали ее в исполнении симфонического оркестра. МАСМ предложил свою версию. Транскрипцию этой веселой «штучки» для состава ансамбля сделал Олег Танцов (кларнет). Заметим, что все произведения в концерте «Против течения» звучали в аранжировке Танцова.

Важно и другое: для ансамбля исполнение «Черепахи Тортиллы» было премьерным! Публика поздравила искренними аплодисментами Михаила Дубова (фортепиано), Ивана Бушуева (флейта), Олега Танцова (кларнет), Евгения Субботина (скрипка), Илью Рубинштейна (виолончель) с премьерой, поблагодарив каждого исполнителя и за концерт в целом.

– Музыканты МАСМ – это солисты экстракласса, которые выбрали нелегкую миссию – играть современную музыку, - убеждена музыковед Виктория Коршунова. – А чтобы ее донести до слушателя, на мой взгляд, надо быть экстраординарным музыкантом. Поэтому очень важна харизма и профессиональность исполнителя. Но и вопрос качества исполнения – тоже важен. Это первое, с чего можно начать говорить о коллективе.

Созвучны с Бахом


Не так много ансамблей в России, которые могут на высоком уровне играть современную музыку, но солисты МАСМ продемонстрировали свое оригинальное прочтение и музыки И.С. Баха.

Второй концерт московских артистов «Бах и время» еще больше убедил томскую публику, что МАСМу подвластно проникновение в любые стили и эпохи, что их понимание композиторского замысла, эстетики того времени оказывается созвучны ХХI веку.

Перед началом концерта Виктория Коршунова призналась, что давно хотела сделать такую программу, чтобы высветить возможности солистов. И концерт «Бах и Время» представил ансамбль как коллектив виртуозных солистов.

- Современная музыка плохо сочетается с романтикой, классикой, но зато хорошо сочетается со старинной музыкой, - поясняет музыковед. - Неслучайно, родоначальники новой музыки, додекафонии – Шёнберг и Веберн в основу положили контрапунктическое мышление. Играя современную музыку в сочетании с Бахом, МАСМ стал популярен у руководителей филармоний. В Екатеринбурге мы открывали абонемент, посвященный старинной музыке!

Программа «Бах и время» - тонкая, эстетская, строгая. В ее основе – контрапункты из самых загадочных и фундаментальных произведений великого композитора – «Искусство фуги» и «Музыкального приношения», представленные в уникальной трактовке Ивана Бушуева (флейта).

Для слушателей вмешательство современных музыкантов в музыку Баха казалось невидимым. На самом деле оно колоссально: в исполнении «Искусства фуги» участвовал бас-флейта и бас-кларнет. Таких инструментов не было во времена Баха. Вместе они звучали, как орган.

- Разложение голосов на состав ансамбля с трудом можно назвать транскрипцией, потому что это голосоведение, - считает Виктория Коршунова. - И подход Ивана Бушуева – очень инновационный именно в этой инструментовке. Она необычная. Иван Бушуев предложил свой взгляд на «Искусство фуги» Баха. Это загадочное произведение, в тексте которого не проставлены ни инструменты, ни темпы. Поэтому у музыкантов есть большая свобода трактовки.

В версии МАСМ прозвучали четыре контрапункта: первый, второй, восьмой, четвертый. Ансамбль убедил безоговорочно: что Бах актуален и сегодня. 
Не только в сочинениях Баха, но и в произведениях Т. Мерула, Г. Машо, Ф. Куперена, Г. Дюфаи, И. Чикония проявились виртуозность, мастерство исполнителей. В глазах томичей они стали первооткрывателями как отдельных композиторов, так и определенных жанров и стилей. Старинная музыка только выиграла от того, что ее актуализировали сегодня музыканты, «заточенные» на современную музыку.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.