bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Король на сцене

Абонемент «Органная классика» открыл покровитель Дрездена Август II Сильный

Мощные аккорды органа возвестили о приближении королевской особы. Торжественность и церемониальность «Органной мессы» Иоганна Себастьяна Баха как нельзя лучше подходила, чтобы изобразить величественную поступь красавца и силача Августа II.

На сцене Органного зала, а точнее на экране и в рассказах музыковеда Василины Сыпченко, курфюрст Саксонии и король Польши появился, чтобы открыть новый абонемент Томской филармонии «Органная классика: король о королях». Прелюдия Ми-бемоль мажор из «Органной мессы» в исполнении Марии Блажевич положила первый слой краски на воображаемый холст, на котором к концу концерта появился не только портрет короля, но и городской пейзаж Дрездена конца XVII века, и интерьеры Дрезденской капеллы, и целая галерея портретов музыкантов и композиторов, чье творчество так или иначе было связано с капеллой – Баха, Вивальди, Телемана, Маршана и других.



Музыкальный портрет эпохи царствования Августа II, в царствование которого Дрезден превратился в культурную столицу Европы, вместе с Марией Блажевич (орган, клавесин) создавали Мария Рябова (скрипка), Евгений Некрасов (флейта), Ирина Макарова (сопрано) и Евгений Штейнмиллер (баритон).

Нежные и спокойные звуки скрипки и флейты, темпераментный речитатив органа и оперные арии, полные страсти рисовали для слушателей в их воображении картины придворной жизни королей и помогали осознать размеренность и гармоничность жизни немецкой аристократии. С другой стороны, история о не состоявшейся музыкальной дуэли Иоганна Себастьяна Баха и Луи Маршана, или о том, как Вивальди приучал Саксонию к итальянской опере, вполне убедительно рисовала нравы, царившие в музыкальной среде великих композиторов. А с третьей стороны, музыка периода расцвета Дрезденской капеллы – это ярчайшая страница мировой музыкальной культуры, о которой обычный томский слушателей не очень осведомлен. Поэтому прозвучавшие имена и музыка придворных композиторов Яна Зеленки, Иоганна Хассе, Иоганна Хайнихена, Георга Телемана, Иоганна Пизенделя дали возможность заполнить эту лакуну.



Публика слушала внимательно, с интересом и даже сочувственно о том, какими путями появлялось на свет то или иное сочинение. Но когда Мария Блажевич заиграла на органе знакомую мелодию, известную многим, как Адажио Альбинони, зал заметно ожил, преобразился. Финал концерта был встречен горячими аплодисментами.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.