bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Одной левой всех классиков

Пианист Николас МакКарти дал единственный концерт в Томске в рамках Года музыки Великобритании и России

У него потрясающе открытая улыбка. Она в его понимании – лучший способ коммуникации. Поэтому о съемках его репетиции с Николасом МакКарти мы договорились быстро: на просьбу филармонии он ответил улыбкой. И продолжал играть Прелюдию Сергея Рахманинова... одной левой.

Николаса МакКарти в Томске ждали с интересом и нетерпением. О его приезде во время открытия 74-го концертного сезона со сцены Большого концертного зала филармонии объявила первый министр посольства Великобритании в России Линди Сколл. Она представила выпускника знаменитого Королевского музыкального колледжа как уникального пианиста, чемпиона по исполнению виртуозных произведений для левой руки. Дело в том, что Николас родился без правой руки.

- Это единственный леворукий пианист за всю 130-летнюю историю Королевского колледжа, - сказала госпожа Сколл. – Он выступал с Британским оркестром на церемонии Закрытия Параолимпийских игр в 2012 году и исполнил гимн Игр перед аудиторий в 86 тысяч человек. Концерты Николаса МакКарти в России – это часть разносторонней программы перекрестного года музыки Великобритании и России.

Поэтому в Томск представитель британской школы пианизма приехал из Красноярска. Сибирь, где раньше пианист никогда не бывал его очаровала и просторами, и природой. Начало октября в Томске было похоже на бабье лето, и Николас ходил по городу раздетым, чем удивлял местных жителей.

Мечтать полезно!


- Такое событие в Томске случилось впервые. Сегодня на нашу сцену вышел пианист, который свое предназначение видит не только в исполнении классической музыки, но желает показать обществу, что для развития творческого потенциала нет никаких преград, - так представила слушателям гостя ведущая концерта, музыковед Василина Сыпченко.

История Николаса – это история воплощенной мечты «вопреки, а не благодаря», история разрушенных стереотипов. Услышав в 14 лет сонату Бетховена, юноша был так очарован музыкой, что его планы стать поваром поменялись. Но на пути будущего пианиста встали …преподаватели музыки. Желание играть на рояле, жить в музыке и вместе с ней оказалось сильнее предрассудков, а внушенная родителями установка, что для мечты нет никаких преград, помогла не потерять надежду и поступить в престижный Королевский музыкальный колледж. Николас стал первым и единственным леворуким пианистом, выпускником Колледжа за все 130 лет его существования.

Насколько Николас МакКарти был настойчив и успешен в учении, показала его стремительная карьера концертирующего пианиста. Самые крупные и престижные музыкальные площадки в Великобритании и за рубежом предоставили ему свои сцены. Он с успехом выступал в Зале королевы Елизаветы (Queen Elizabeth Hall), в концертных залах St Martin, на Piccadilly и в Fairfield, в Центре тысячелетия в Уэльсе, в зале Steinway, в кейптаунском конференц-центре и аудитории Линдера в Южной Африке, во дворце Вилена, в офисах премьер-министра на Мальте. Концерт в Сент-Джеймском дворце The Times сравнила с «чистой поэзией».

В 2015 году он получил статус официального исполнителя Ямаха. В 2018 году Его высочество принц Уэльский, президент Королевского музыкального колледжа, удостоил МакКарти почетным членством этого элитного заведения.

Особенная музыка


Но он не просто дает концерты, он выступает перед слушателями с мотивирующими речами, своей миссией считает открывать новой аудитории классическую музыку.

- Я хочу быть связующим звеном между классическими композиторами и современной аудиторией. Виртуозность может быть интересной, пока не наскучит, а взаимопонимание с аудиторией через музыку увлекает каждый раз. Я верю, когда музыкант играет от души, он делится со слушателем чем-то особенным, – признался Николас МакКарти в интервью томскому журналисту Михаилу Голубеву перед концертом.

За время своих выступлений пианист привык, что на его концерты люди идут скорее, как на шоу, но потом музыка побеждает, и зрители забывают про то, что перед ними особенный музыкант и просто слушают.

То же было в Органном зале Томской филармонии. Вначале публика вежливо, с некоторым смущением смотрела на пустой рукав пиджака, когда артист сел за рояль. Но уже к финалу Прелюдии Александра Скрябина зал был погружен в музыку и не переставал удивляться мощи его стокатто и виртуозным пассажам.



В силу природного обстоятельства Николас МакКарти в свой репертуар включает произведения, написанные для левой руки или специально переложенные для него. Некоторые переложения делает сам, как например, Прелюдию соль минор Сергея Рахманинова. Поэтому в программу концерта вошли произведения, сочиненные для левой руки в разное время.

Тот же скрябинский цикл (Прелюдия и ноктюр, опус 9) был написан в период творческого подъема композитора и исполнителя. Как пианист он концертировал и переиграл правую руку. Но чтобы не останавливаться, Скрябин стал сочинять для левой руки. Так появился опус №9.
Каждым произведением Николас МакКарти открывал для публики не только себя как действительно виртуозного исполнителя, но и имена композиторов. Так, впервые прозвучал Этюд ля–бемоль мажор Феликса Блумфельда, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, прекрасногой исполнителя Чайковского, Балакирева, Глазунова. Нежная, прозрачная мелодия, поданная изящно и воздушно, буквально парила в Органном зале.

Познакомил пианист и с арией Алис Шаброне, женщиной-композитором из Франции, и с сочинением Винченцо Беллини в аранжировке Фумагалли. Соната в четырех частях Карла Райнеке просто потрясла зал свой философской глубиной и красотой звучания.



Имена других композиторов, украсивших афишу, хоть и были прекрасно знакомы искушенному слушателю – Рихард Штраус, Иоганн Себастьян Бах, Бела Барток, Сергей Рахманинов, но в исполнении Николаса МакКарти они открывались с совершенно неожиданной стороны. Не стала исключением и знаменитая Чакона База в аранжировке Йозефа Брамса.

Завершавшая концерт Прелюдия Сергея Рахманинова в аранжировке самого МакКарти заставил зал пережить минуты сильного волнения. Овации, которыми одарили слушатели пианиста, были сравнимы с катарсисом, который испытывает зритель на трагедии. Аплодисменты, слезы и восторг – так завершился единственный концерт британского пианиста в Томске.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.