bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Шедевры ХХ: что думали Прокофьев и Мясковский войне и русском народе?

Виолончельный концерт Николая Мясковкого Денис Шаповалов впервые исполнит в Томске вместе с Томским Академическим симфоническим оркестром.

Хотите ли вы испытать то, что чувствовал Сергей Прокофьев 13 января 1945 года, когда под залпы победного салюта (Красная Армия форсировала в этот день Вислу) завершал исполнение своей Пятой симфонии в Большом зале Московской консерватории? Или почувствовать волнение, сравнимое с волнением молодого, еще не знаменитого Мстислава Ростроповича, который играли Виолончельный концерт в присутствии композитора – Николая Мясковского?

Возможно, никто не задавал современным слушателям (любого возраста) эти вопросы. Да и у самих слушателей, то есть у вас, уважаемые томичи, не возникало мысли соотнести себя с музыкальными знаменитостями и хотя бы на какое-то мгновение мысленно перевоплотиться в них. Хотя сегодня многочисленные сериалы устойчиво формируют ностальгию по ХХ веку и предлагают разные интерпретации исторических событий. Концерт Томского Академического симфонического оркестра «Шедевры ХХ века» 10 ноября, как нельзя точнее отвечает этому современному культурному тренду.

Музыка – самое иммерсивное (погружающее) средство для того, чтобы за полтора часа за пассажами, консонансами и диссонансами разглядеть, почувствовать творческую мысль композиторов ХХ века.

Первый концерт абонемента №1 «Главный представляет» - «Шедевры ХХ века» развернет два масштабных полотна – «Военную» симфонию №5 Сергея Прокофьева и Виолончельный концерт Николая Мясковского.

Святослав Рихтер, который был в зале 13 января 1945 в момент триумфа Сергея Проковьева, наслаждался композиторской славой : «Когда Прокофьев встал (за дирижерский пульт – Т.В.), казалось, свет лился прямо на него и откуда-то сверху. Он стоял, как монумент, на пьедестале».

«Пятая симфония является для меня завершением большого периода творческой жизни. Я задумал её как симфонию величия человеческого духа», - цитирует композитора музыковед И. В. Нестьев. А начинал Прокофьев писать Пятую симфонию в августе 1944, когда им уже была написана музыка к знаменитым фильмам Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Западные музыковеды оценивают Пятую симфонию как «первую попытку Прокофьева создать масштабное бетховенское высказывание».

10 ноября дирижировать «военной» симфонией С. С. Прокофьева будет Михаил Грановский. И мы услышим интерпретацию музыканта XXI века.

Роль «молодого Ростроповича» на концерте 10 ноября в Томске сыграет лауреат конкурса П. И. Чайковского виолончелист с мировым именем Денис Шаповалов. Вместе с оркестром он представит один шедевров виолончельной музыки – Виолончельный концерт Николая Мясковского.

Как и Пятая симфония Прокофьева, Виолончельный концерт был написан в 1944 году, а премьера его состоялась в марте 1945-го. Это сочинение считается самым значительным произведением выдающегося русского симфониста Николая Яковлевича Мясковского, созданного во время Великой Отечественной войны. Хотя известно, что Николай Яковлевич сразу откликнулся на события лета 1941 года – он сочинил три боевых песни. Вслед за ними появились два марша для духового оркестра «Героический» и «Веселый». В эвакуации в Нальчике Мясковский пишет Двадцать вторую симфонию, которую назвал «симфонией-балладой о Великой Отечественной войне». Но именно его Виолончельному концерту суждено было занять место среди шедевров музыки ХХ века.

Когда в 1946 году его исполнил Мстислав Ростропович, то растроганный композитор сочинил для музыканта новую виолончельную сонату.



В репертуаре Дениса Шаповалова Виолончельный концерт Мясковского появился только в связи с концертом в Томске.

- Учу концерт Мясковского, который никогда не играл и скоро играю в Томске, - признался недавно музыкант корреспонденту «Music Passion Club».

Денис Шаповалов, которому в декабре 2019 года исполнится 45, впитавший классическую музыку с раннего детства, приобретший славу как исполнитель классики, сегодня позиционирует себя как рок-музыкант и как сочинитель рок-симфоний. Но, по словам, виолончелиста экстра-класса он счастлив, когда играет академическую классику ХХ века.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.