bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Оперу можно увидеть

Завтра на сцене Большого концертного зала в Томской филармонии состоится премьера оперы Эдисона Денисова – «Иван-Солдат»

Иван-Солдат в кафтане и в кедах. Из оркестровой ямы слышны указания главного дирижера Томского Академического симфонического оркестра Михаила Грановского оркестрантам и солистам. Режиссер Василий Лукьяненко просит Андрея Гладкова, исполнителя главной роли, развернуться на зал, к зрителю. В это же время хор занимает свое место на станках. Артисты хореографического ансамбля «Русские забавы» репетируют за кулисами отдельные эпизоды.

Идут последние репетиции перед премьерой оперы «Иван-Солдат» Эдисона Денисова. Масштабная постановка с участием Губернаторского хора Кемеровской филармонии, солистов Томской и Новосибирской филармоний и Томского академического симфонического оркестра завершает многомесячный концертный фестиваль «Классическое лето имени Эдисона Денисова».



О том, что ждет томичей, рассказывает режиссер-постановщик спектакля Василий Лукьяненко.

- Мне нравятся «хулиганские» поступки и идеи руководства Томской филармонии. Несмотря на то, что «мы – филармония», но «мы хотим по актерской природе выявить жизнь человеческого духа в образах». Задача была поставлена непростая. Одно дело – стоять и петь. Другое – играть, воплощать замысел композитора в полноценном действии.



- Для филармонии более привычен концертный вариант. В такой форме прозвучали и «Кармен», и «Евгений Онегин», и «Ермак». Но «Ивана-Солдата» решено делать, как в оперном театре, с действием, сценографией, костюмами. Но наши солисты под вашим же руководством уже немного «размяты» на новогодних мюзиклах.



- Да, солисты Томской филармонии – Екатерина Клеменс, Вячеслав Клименко уже подготовлены для актерского существования на сцене. они уже поняли, что такое действие, и как через движения надо передать отношения героев, их реакцию, мысль в вокале, движение нот уже в ноге. Певцы начинают координировать пение и движение. Им было нелегко! Но результат-то виден! Любопытно работать с вашими артистами. Вижу, как они раскрывают свой творческий потенциал.

Думаю, это тенденция времени: менять формат, что-то делать для визуализации музыки. Яркость действия – в этом прелесть будущего оперного спектакля. Оперу сейчас делают так, чтобы была «картинка». Оперу сегодня не только слушают, но и смотрят. Для меня визуальный ряд – это решение музыкальной фактуры. Когда первый раз услышал музыку оперы, растерялся. Она – атональная. В опере почти нет ни одной мелодии, которая могла бы легко запомниться. Кроме народного напева, под который выходит Нянька. А все остальное… Решительно, не понимаю, как ребята все это запоминают?! И все мои усилия были направлены на то, чтобы атоника, непривычная на слух, денисовская полифония сложилась в картины. Моя задача – оформить эту музыку, раскрыть произведение, ничего не надумывая, потому что композитор уже все заложил в клавире.



- Другими словами, самое сложное – понять замысел композитора?

- Самое сложное – смириться со своей психикой. Потому что она предлагает другие решения. А опера «Иван-Солдат» предлагает пойти за композитором. И когда удается идти за Денисовым – все случается. Когда начал работать, думал о композиторе, он же не машина – человек. Он же жил и о чем-то думал.

- Он изучал фольклор. Опера написана после его трех фольклорных экспедиций. В основу либретто положены сказки из сборника волшебных сказок Александра Афанасьева. Так что время в опере – сказочное.

- Я бы сказал: время действия - царское



- Опера-сказка начинается с того, что Царь узнает: солдат Иван задумал немыслимое – жениться на его дочери Анне. И за дерзость такую грозит отрубить Ивану голову. На репетиции вы показывали Андрею Гладкову, который играет Ивана, как тот должен входить в спальню к Царевне Анне – Екатерине Клеменс, а Екатерине давали советы, какую позицию занять, чтобы петь лежа, Палача – Вячеслава Клименко учили легко, играючи перекидывать топор из рук в руки.

- На ремесленном актерском языке это называется: присвоить движение себе. То, что показывает режиссер или хореограф надо еще и повторить.

- Не удержусь от комплимента: за вами легко повторять. Объясняете просто, и при этом вокалисты столько для себя открытий делают! Оказывается, голос может прекрасно и свободно звучать даже из позиции лежа.

- Мы определяем четкую границу между тем, что я хочу, как режиссер, и тем, что могут актеры. Да, есть режиссеры, которые со слов объясняют, через ассоциации доносят свой замысел до актера. Мне легче показать. Потому что так быстрее актеры усваивают. А «со слов» - репетиционный процесс «присваивания движений» увеличивается. Пока это все нейронные связи установятся… Моя задача - раскрыть солиста в действии. Чтобы он не стоял и голосил, а мог выразить оперную музыку через взаимодействие с партнерами в сценическом действии.



- Образ героев в движении, пластике вы сочинили, простроили еще до того, как начали репетировать с актерами?

- Да я все простроил, но шел за композитором, по его нотам, тактам, по темпоритмам. К сожалению, время на репетиции было отведено мало, а артистов собирали из трех городов. Поэтому не все удалось выразить в движении, пластике, мизансценах. Ах, если бы была достаточно высокая актерская подготовка у исполнителей, то можно было бы поставить массовые сцены ярмарки, устроить на сцене настоящий балаган. Представляете, начинается действие с ярмарки: кто-то чем-то торгует, кто-то на руках ходит, кто-то зазывает. Людно, шумно, весело…. А в наших условиях стараюсь максимально выявить возможности исполнителей. Они и так на пределе стресса.

- В массовых сценах будут заняты артисты хореографического ансамбля «Русские забавы». Накануне премьеры прошли самые масштабные репетиции: симфонический оркестр под управлением главного дирижера Михаила Грановского – оркестровой яме. На сцене – Камерный хор Кузбасса, солисты и танцоры. Масштаб эпический.



- Я спокоен за результат, потому что артистов будет поддерживать хор и оркестр. Хор всю атонику сохраняет. И это будет мощная подпорка для восприятия глаза и уха зрителя. Мой друг и коллега замечательный художник и видеооператор Михаил Заикин сочинил картинку к каждому действию. Так что зритель увидит оперу.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Игорь ВОЛК.