В филармонии появился новый творческий коллектив – фортепианный дуэт «Ad libitum»
Название новорожденного коллектива и его первого концерта совпали. Итальянский музыкальный термин «ad libitum», означающий «по желанию», точно отразил и причину возникновения дуэта, и содержание программы.
Желание сделать из временного проекта постоянный фортепианный дуэт у Марии Блажевич и Павла Шинкевича родилось еще в мае 2019-го года, когда окрыленные успехом (третья премия) на Всероссийском конкурсе фортепианных дуэтов в Вологде они вернулись в Томск. Им хотелось не только сыграть для томского слушателя и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, и Дуэт для двух клавиров немецкого романтика Йозефа Рейнбергера, но и другие фортепианные дуэты.
Но правомерна и другая версия создания коллектива – музыкантов вдохновил гений Сергея Рахманинова. Готовя «Симфонические танцы» (в авторской транскрипции для двух роялей) к конкурсу, Мария и Павел почувствовали тот артистический азарт и те самые творческие крылья, которые поднимают над обыденностью, когда возникает желание выйти за рамки привычного расписания жизни. История филармонии знает немало примеров, когда творческая инициатива музыкантов приводила к появлению новых музыкальных коллективов. Так родились струнный квартет, фортепианное трио, брасс-квинтет, ансамбль Sonore… Этот список продолжил и «Ad Libitum».
«Когда два ярких музыканта объединяются в творческий тандем – это всегда невероятно интересно: ведь удваивается их энергетика, виртуозность, музыкальность, одни индивидуальные интерпретаторские качества дополняются другими» - премьера полностью оправдала анонс будущего творческого союза.
Рождение было назначено на воскресный вечер 24 ноября. Программу «родители» составили из произведений романтического характера и популярных мелодий композиторов ХХ века. В нее вошли и «Симфонические танцы», и дуэт Рейнбергера, и Мендельсон, и Таривердиев, и Равель. Имена композиторов, как и названия произведений, были публике хорошо знакомы. Их не раз исполняли и Мария Блажевич, и Павел Шинкевич.
Но исполненный в четыре руки на двух роялях тот же Таривердиев зазвучал иначе, радостнее и театральнее. Такое же ощущение оставили и другие композиторы. Игра двух пианистов иногда казалась состязанием, даже дуэлью, иногда, напротив, диалогом двух творцов, которые понимают друг друга с одного взгляда – один начинал, другой завершал. От этого взаимодействия возникало чувство, что на твоих глазах рождается не только дуэт, но и сама музыка!
Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ. |