bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Венский час с Михаилом Аркадьевым

Московский дирижер и пианист предложил свое прочтение Моцарта и Гайдна

Три имени составили вечное и незыблемое понятие «венские классики» – Гайдн, Моцарт и Бетховен.
Поэтому программу концертов в абонементе «Венский час» всегда составляют произведения этих трех великих музыкантов. Но каждый раз – новые.

В субботний вечер 22 февраля на сцене Органного зала Томский Академический симфонический оркестр исполнил Увертюры к операм «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (оправдывая свое предназначение, они открывали первое и второе отделения концерта), его же Траурную масонскую музыку и популярный концерт для фортепиано с оркестром №20.  Из музыки Й. Гайдна прозвучала самая известная его симфония, считающаяся апогеем его симфонизма -  Симфония №103 Ми-бемоль.

Именно такую программу предложил томскому слушателю Заслуженный артист России, доктор искусствоведения, дирижер, пианист и композитор, теоретик музыки и философ Михаил Аркадьев (Москва).


 
- «Венский час» - остроумное название абонемента и концерта для знакомства публики с музыкой Первой венской школы, - заметил Михаил Александрович перед началом репетиции.

Михаил Аркадьев уже работал с Томским оркестром 15 лет назад. Тогда вместе они исполнили сочинения Бетховена.  На этот раз маэстро предложил музыку, которая очень хорошо знакома знатокам меломанам, а потому любима ими, и идеально подходит для тех, кто только начинает свой путь приобщения к классической музыке.

- Моцарт парит над всеми. Все произведения, включенные в программу – шедевры. А Гайдн… У него была обостренная гениальность. Разве не гениально начать 103-ю симфонию с тремоло литавр?! То ли это гром, то ли это голос войны…

На концерте за литаврами стоял Владислав Земцов. И симфония, как и была она задумана, прозвучала апофеозом венской музыки.
Моцарт - бог, но сыграть его божественно - сложно. Особенно, если это известные сочинения. И нужна определенная дерзость, чтобы не просто взяться за это сочинение, но и предложить свою интерпретацию. Михаил Аркадьев рискнул, предложил и выиграл. Причем, прозвучала не одна, а две каденции в фортепианном концерте, где маэстро дирижировал из-за рояля.

Публика не отрывала взгляда от его рук. В глазах многих слушателей Аркадьев так и остается концертмейстером народного артиста России Дмитрия Хворостовского. Впрочем, пианистическое искусство связало его и с другим великим русским музыкантом – композитором Георгием Свиридовым. Вместе с Дмитрием Хворостовским Михаил Аркадьев является автором новой исполнительской редакции поэмы Г.В. Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи С.А. Есенина. 
 


Но на концерте маэстро раскрыл себя и как пианист, и как дирижер. Ведущая концерта музыковед Василина Сыпченко, рассказала и о других ипостасях гостя Томской филармонии, которые не уместились в формат концерта – композитор и философ.  Впрочем, косвенно и философская, и композиторская сущность приглашенного дирижера проявилась в его трактовке музыки. И, надо сказать, публика по достоинству оценила эту трактовку.

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк.