bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

А я люблю женатого...
Сегодня имя Кирилла Молчанова знакомо только профессионалам и большим любителям и ценителям музыки. Зато очень многие знают строчки, неотделимые от мелодий: "Вот солдаты идут / По степи опалённой… ", "Парней так много холостых, / А я люблю женатого…", "Только разведка в пути не поёт, / Ты уж прости…", "Вальс прощальный, провожальный / Нелегко кружиться в нём…"

А запомнились эти строчки, эти песни, несомненно, благодаря мелодиям Кирилла Владимировича Молчанова — композитора первостатейного во всех жанрах, в которых он работал — и в песне, и в музыке к фильмам, и в балете, и в короле жанров — опере…
Каждого человека можно охарактеризовать одним, ну, максимум, двумя словами. Это был элегантный и очень собранный человек. Он был элегантным, собранным и точным и в своей музыке, что придавало стройную направленность его небывалой силы темпераменту, его выдающемуся мелодическому дару…
Он всё писал сам, и создавало удивительное единство произведения в целом — и опера "А зори здесь тихие", и балет "Макбет", поставленные в Большом театре и замечтельный по драматургии и музыке балет "Три карты" по "Пиковой даме" Александра Сергеевича Пушкина…

Кирилл Владимирович Молчанов родился 7 сентября 1922 года в Москве в музыкальной семье, его мать - Наталья Константиновна была оперной певицей, выступала в спектаклях оперных студий Большого театра и театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1937 г. Кирилл участовал как пианист и композитор в смотре юных дарований.
Молчанов окончил Московскую консерваторию по классу композиции в 1949 году по классу профессора А. Александрова.
В конце войны он написал песню "Вот солдаты идут" (стихи М. Львовского), и она стала песенной вехой в пути… не его — всей страны… В начале "застоя" он написал вальс "На семи ветрах" (стихи А. Галича), как прощание с той верой, с которой он, как и все солдаты, вернулся с фронта… Он всё никак не мог отойти от войны… В середине "застоя" он написал "Парней так много холостых" (стихи Н. Доризо), и вся страна её запела… В то время было так мало незапрещённых тем… но любовь… это всё же свобода…
Он обострённо чувствовал эпоху и не тратился на пустышки. "Зори здесь тихие" в Большом — это не просто опера в стране, где нет ни одной семьи без похоронок войны, и где с годами всё больше и больше люди задумываются: кто же победил и что принесла победа?.. Это больные вопросы, не только потому что оплачены кровью, но потому, что написаны кровью новых поколений… Он резонировал с болью эпохи.

«Он был музыкантом высочайшего уровня. Его творчество можно определить так: он никогда не был равнодушным. Все, что он делал, он делал по высшему классу», - говорит дирижер Фуат Мансуров о заслуженном деятеле искусств РСФСР композиторе Кирилле Владимировиче Молчанове.
Актриса Ольга Остроумова: «Песни, которые народ знает и поет, но, быть может, не всегда знает, кто их автор - это самое высокое достижение композитора. Потому что народ присваивает это себе, а значит, попадание было в душу народа».

Солистка Большого театра Галина Борисова: «Я думаю, в чем секрет музыки Кирилла Молчанова? Прошло много лет. Что-то в душе поднимается, такое трепещущее. Я думаю, что Кирилл Владимирович писал своим сердцем и своей душой то, что он сам пережил на войне, то, что он сам видел».

Солист Большого театра Зураб Соткилава: «Его песни звучат, а люди не знают, кто их написал. Это была великая личность, даже по объему того, что написано им – 8 опер, балеты и более ста песен, которые превратились в народные».

Дирижер Александр Лазарев: «Кирилл Владимирович – мелодист. Его песенно-романсовая стихия обязывает человека петь. Ни одной песни Молчанова нельзя напевать, их нужно петь, потому что там есть мелодика. Он – дивный мелодист. Хотите вы этого или нет, вы будете сравнивать этого человека и его творчество с замечательным песенником Исааком Дунаевским, с дивными песнями Тихона Николаевича Хренникова. Это сравнение Молчанов не проигрывает. Он - великий, потрясающий композитор-мелодист и песенник».

Поэт Николай Доризо: «Кирилл Молчанов, мой дорогой друг, замечательный композитор, не побоюсь преувеличения, великий композитор, был не звездой, он был просто Кириллом Молчановым. Музыка приходила к нему совершенно неожиданно. Я помню, мы жарили шашлыки в Подмосковье, пили вино... Кирилл подошел к пианино и начал играть. Песня родилась буквально на вертеле».

Борис Пастернак говорил: "Цель творчества – самоотдача". Кирилл Молчанов – это была самоотдача. Он не был только певцом войны. Он был разносторонним, как и его дарование».

Не умирает — и реально,
Лишь то, что нематериально,
А всё — и доброе, и злое —
Найдут потом в культурном слое…