bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Игра на воображаемого зрителя

Томская филармония переходит на онлайн трансляции концертов







В театральном искусстве есть особый способ действия актера на сцене - игра с воображаемым предметом. Когда артист имитирует свой контакт с какой-то вещью. Такой способ требует от него точности и художественного совершенства, чтобы зритель поверил в иллюзию, как в правду.

Томский Академический симфонический оркестр 19 марта в Большом концертном зале играл на воображаемого зрителя, того, кто из-за мер противоэпидемической осторожности вынужден был отказаться от похода в филармонию. И это музыкантам надо было поверить в то, что зрители внимательно слушают и аплодисментами приветствуют оркестр, маэстро Михаила Грановского и ведущую концерта Василину Сыпченко.

Для тех, кто находился на сцене все шло в обычном режиме, если не считать, что оркестранты выходили без привычных аплодисментов, дирижер кланялся залу – а в ответ тишина. И только легкие постукивание смычков о пюпитры и ннструменты – «аплодисменты» оркестрантов – нарушало это тишину, когда солисты, блестяще завершив игру, кланялись воображаемой публике.
 


Музыковед Василина Сыпченко так же воображала, что ее слушают преданные поклонники филармонии и настоящие ценители симфонической музыки. Она увлекательно рассказывала о композиторах и представляла сочинения, которые потом исполнял оркестр. И хотя играть при нулевой энергетике пустого зала было невероятно сложно, но музыканты симфонического оркестра показали, что они настоящие артисты. И, думается, каждый зритель около своего монитора мысленно аплодировал и Семену Промое (скрипка), и Светлане Шевкопляс (альт), и Алексею Шелесту (труба), и, конечно, маэстро – Михаилу Грановскому.

Концертом «В жанре поэмы» филармония завершала абонементный цикл «Жанры». Из-за сложившейся ситуации в стране не смог прилететь в Томск замечательный скрипач, заслуженный артист России Никита Борисоглебский. Поэтому программа концерта в срочном порядке была изменена.
 

- Буквально за два дня мне пришлось перекраивать программу, - признался Михаил Грановкий. – Мне хотелось, чтобы в концерте приняли участие наши солисты. У Семена Промое была в арсенале «Пляска смерти» Камиля Сен-Санса, у Светланы Шевкопляс – Поэма для альта с оркестром Константина Михайловича Лакина. Впервые я соприкоснулся с партитурой этого сочинения. Но я неслучайно включил его – в этом году юбилей у томского композитора. Мы отметили 80 лет Лакина большим концертом. Безусловно, гвоздь программы – «Поэма экстаза» Александра Скрябина осталась без изменений. В придачу мы сыграем раннее произведение финского композитора Яна Сибелиуса – симфоническую поэму «Весенняя песнь». Все-таки на дворе весна….

Зато вынужденные изменения программы помогли показать, как поэма развивалась и трансформировалась на протяжении более полутора веков. Слушатель пусть и за пределами зала смог убедиться, как по-разному понимали поэму композиторы  от Л – Листа, который первым назвал свое сочинение «Прелюды» поэмой, до другого Л - Лакина, написавшего в 2014 Поэму для солирующего альта в память о своем отце, погибшего на войне.
 

Как заметил после концерта Михаил Грановский, музыканты «ударили по коронавирусной шизофрении «Поэмой экстаза» Скрябина! И не только поэмой Скрябина. Все сочинения порадовали слушателей.  Ибо в таком сочетании эти произведения еще не звучали, а поэма Сибелиуса прозвучала вообше впревые. да "Прелюды" Листа не исполнялись оркестром уже много лет.
 
Первый опыт онлайн трансляций концерта на широкую публику, а не только на муниципалитеты Томской области, дал возможность присоединить к томским слушателям аудиторию из других городов России и даже из-за рубежа. Судя по отзывам в социальных сетях и чатах – смотрели и аплодировали томским музыкантам слушатели Франции, Чехии, Японии. Среди слушателей был и Клод Делангль, который играл вместе с оркестром летом прошлого года. Он написал в комментариях, что был рад возможности присоединиться к концерту и что это настоящий подарок ему.



- Но именно полугодовой опыт онлайн трансляций на область нам позволила провести онлайн трансляцию концерта из БКЗ без технических сбоев, - говорит режиссер трансляции Дмитрий Ушаков. – Напомню и о том, что материальная возможность открыть наш виртуальный концертный зал на весь мир появилась благодаря национальному проекту «Культура», а если быть совсем точным, то подпроекту «Цифровая культура» и проекту «Всероссийский виртуальный концертный зал».


- Томская филармония продолжает свою работу в условиях ограничения на проведение массовых мероприятий, - так прокомментировала концерт и сложившуюся ситуацию директор филармонии Наталия Чабовская. - Творческие коллективы находятся в репетиционном процессе, готовят новые программы, в том числе и программы по абонементам следующего сезона. Но главное – мы переходим на общение с нашими слушателями в онлайн режиме. Некоторые академические концерты мы перенесли на другой срок, но многие будем проводить в онлайн режиме. Ссылки на трансляцию размещены на нашем сайте. Любой желающий сможет присоединиться к просмотру концерта, которые будут проходить в Органном и Камерном концертных залах.

Следующие онлайн трансляции пройдут 25 марта из Органного зала, солист – Дмитрий Ушаков и 28 марта из Камерного зала в дни школьных каникул. Солисты Томской филармонии подготовили программу для детей «Незнайка собирает друзей».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.

Фото: Евгений Тамбовцев.