bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Наталия Чабовская: «Мы не боимся федеральных кластеров»


Наталия Чабовская: «Мы не боимся федеральных кластеров»


Директор Томской филармонии приняла участие в дискуссии на международной площадке #ArtSpace


Прямой эфир объединил четыре города – Москву, Санкт-Петербург, Владивосток и Томск. Тема, заявленная в названии «Федеральные учреждения культуры убивают региональные площадки?», звучала провокационно и предполагала столкновение интересов участников дискуссии. Представителям федеральных вузов и руководителям региональных учреждений культуры предложили высказать свои суждения по вопросу строительства культурно-образовательных, театрально-концертных и музейно-выставочных комплексов в регионах.

Кому на руку такие преобразования? Какие выгоды Томск получит от кластера в Кемерове? Как опыт работы в условиях пандемии скажется на будущем томской культуры? Ответы на эти вопросы в эфире проекта #ArtSpace и в нашем материале.




Причем здесь Томск?

Как известно, идея создания культурных кластеров во Владивостоке, Кемерове, Севастополе и Калининграде впервые была озвучена в марте 2018 года в послании Президента России Федеральному собранию. Тогда же был обозначен и срок ее реализации – 2023/24 годы.

Что мы Гекубе, что нам она? – можно было повторить вслед за Гамлетом сакраментальный вопрос. Необычна была не сама постановка проблемы и предполагаемый круг вопросов, а участие в дискуссии директора Томской филармонии Наталии Чабовской. Ректоры театральных вузов ГИТИСа и РГИСИ Григорий Заславский и Наталья Пахомова, а также главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев и директор Приморской государственной картинной галереи Алена Даценко – непосредственные участники процесса: одни с донорской миссией приходят в регион, другие, как реципиенты, должны принимать федеральные институции. Но Томск? В федеральном раскладе мы упоминаемся в одной строчке и то в собирательном значении: «Многофункциональность Комплекса будет способствовать созданию условий для повышения общего уровня культуры и качества жизни жителей Кузбасса и Сибири в целом». И посему памятна еще досада многих томичей, когда узнали, что наши Сибирские Афины обошел бывший Щегловск и не в городе первого за Уралом университета будет создаваться крупнейший культурно-образовательный центр, а в столице индустриального Кузбасса.

Удивление отчасти развенчала Анна Яковлева, модератор дискуссии и одна из создателей проекта #ArtSpace, когда, представляя директора Томской филармонии, напомнила об историческом прецеденте влияния федеральной структуры на местную культуру – когда 1980 году целый выпуск Ленинградского театрального института приехал в Томск в созданный под них театра юного зрителя. Она же заметила, что несмотря на мощного федерального соседа – Новосибирска с его оперным театром и консерваторией, о деятельности Томской филармонии слышно везде. «Много лет сюда приезжает Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, Денис Мацуев проводит свой фестиваль, в планах – визиты Вадима Репина, а за период самоизоляции Томская филармония дала около 100 онлайн-концертов», - так модератор #ArtSpace представила Томск как участника разговора.

Окончательно ушли вопросы, когда в диалог вступила непосредственно Наталия Чабовская, которая, по сути, представляла не только лицо Томской филармонии или шире: Томской области, но Сибири в целом, то есть она говорила от имени жителей тех регионов, которые будут входить в зону влияния Сибирского кластера искусств. Таким образом, она как бы оказалась в позиции «человека со стороны». Поэтому и отвечала на провокационный вопрос «убивают?» не как непосредственный игрок, а как потенциальный потребитель того культурного продукта, который должен возникнуть в результате. И с точки зрения потребителя соседство с федеральным культурно-образовательным кластером Томску выгодно. Именно в этом контексте и стоит рассматривать довольно смелое ее заявление «мы не боимся».


Регионы vs Столица

Аргументы в пользу выгоды («Федеральные учреждения наоборот дают только пользу региональным») Наталия Чабовская привела и с точки зрения профессионального сообщества: дешевле направить на переподготовку специалистов по дефицитным специальностям (тех же звукорежиссера и художник по свету) в Кемерово, чем в Санкт-Петербург, и с точки зрения жителя региона: у томичей появится больше возможностей услышать, увидеть лучших музыкантов, лучшие спектакли и музыкальные проекты, ведь из Кемерова приехать в Томск быстрее и дешевле, чем из Москвы или Санкт-Петербурга.

Другими словам, Наталия Чабовская говорила о возможных результатах децентрализации культуры в стране, на которую и нацелена программа строительства мегакультурных кластеров в регионах. Сама по себе тема децентрализации культуры в России – большая, спорная и требующая отдельного разговора, но уже то, что в дискуссии она была затронута и прозвучало мнение представителя региона, который и получил свой нынешний статус как научно-образовательный центр (открытие университета в Томске в конце XIX века сопоставимо с культурно-образовательным кластером) именно в результате процесса децентрализации – интересно и важно.


Новые формы vs Коронавирус

Не менее важен и другой аспект разговора, который был затронут и озвучен директором Томской филармонии на дискуссионной площадке: это деятельность учреждений культуры (не важно какого статуса, федерального или регионального) в условиях коронавирусной пандемии и после нее. И если смотреть правде в глаза, то сегодня вопрос, как жить дальше, как и когда возобновится концертно-театральная жизнь в стране, гораздо актуальнее, чем неясные перспективы от соседства с будущим культурным кластером в Кемерово или во Владивостоке. Мы можем делать прогнозы на будущее и даже запланировать обучение звукорежиссеров в Кемеровском филиале РГИСИ, но, как говорил когда-то Джон Ленннон, «жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживленно строишь другие планы».

А то, что концертная, да и всякая другая жизнь изменится, точнее, уже изменилась – факт очевидный. И новые формы, о которых мечтал Григорий Треплев в «Чайке», нам сегодня нужны не меньше, чем ему. Причем немедленно. Надеяться, на то, что, когда снимут все ограничения и зрители вернутся в залы, жизнь потечет по старому руслу, не стоит. И тот факт, что филармония находится в творческом процессе поиска новых форм и подходов, дает надежду, что выйдем из пандемии с меньшими потерями.

100 онлайн-концертов Томской филармонии, которые она начала проводить даже раньше Московской, – этот результат красноречивее всяких заявлений говорит о том, что региональная филармония действительно самодостаточный субъект на культурном поле страны, а второй вывод, который напрашивается следом – сказалась не просто техническая готовность учреждения к онлайн-трансляциям, но и достаточно высокий творческий потенциал коллектива.

Именно как творческая инициатива исполнителей родился проект Дмитрия Ушакова «Орган.live», предусматривающий мини-концерт и чат со слушателями в прямом эфире, а следом родился детский проект «Инстаграм дядюшки органа» с элементами экскурсии и знакомства с инструментом. Совершенно новый видеоконтент концертов возник благодаря трансляциям из Тюмени, где находится штатная органистка Мария Блажевич. Новые программы, идущие в прямом эфире, проводят музыковеды и солисты концертно-камерного отдела и ансамбля «Сибирские узоры». Каждая из них отмечена творческим поиском и новым существованием артиста на сцене. И дело не только в том, что надо было привыкнуть петь и играть на пустой зал без зрителей, но надо было отучить себя от привычки кланяться после каждого номера. Но что сложнее всего, надо было научиться удерживать внимание онлайн-зрителей – ведь выключить трансляцию гораздо легче, чем выйти из зала. Возможно, онлайн-общение со зрителями – это тоже тема для дискуссии.

Собственно, и дискуссионная площадка #ArtSpace, объединившая в прямом эфире Москву, Петербург, Владивосток и Томск, - тоже новая форма культурной жизни, возникшая в результате особых обстоятельств. И перспективы у такой формы огромные. Поэтому оптимистичное заявление Наталии Чабовской – «мы не боимся федеральных кластеров, надо просто искать формы взаимодействия» - можно трактовать расширительно, сделав акцент на утверждении «не боимся»!

Татьяна ВЕСНИНА