bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Зарубежные хиты из XIX века. Как это было
fh_01.jpg

Сериальный Делиб, фейковый Сен-Санс и инстаграмный Пуччини
Причину популярности оперной и классической музыки XIX века установили солисты Томской филармонии


Как бы повели себя герои классических опер, живи они сейчас? Зачем режиссеры телесериалов и блокбастеров обращаются к музыке прошлых веков? Что общего между публикой времен Грига и Пуччини и продвинутыми пользователями сети Интернет? На эти вопросы вместе с солистами Томской филармонии попытались ответить слушатели онлайн-концерта «Зарубежные хиты из XIX века».

Но еще до начала концерта возник другой вопрос: справедливо ли называть хитами ноктюрн Шопена № 2 или песню «O sole mio», каватину Валентина из оперы «Фауста» или арию Мими из оперы «Богема» да и все остальные произведения, заявленные в программе? Да, они звучат часто, в том числе и на сцене филармонии, да их любят, да, они известны. Но хитами?.. «Хит», «топ», «хит-парад» - слова, которые так же органично сочетаются с эстрадой, как сметана с борщом, а в афише – «блюда» из другой кухни…

Как будто прочитав мои сомнения-размышления, ведущая концерта молодой музыковед Тамара Касаткина ответила на мой вопрос: «Классическая музыка ежедневно звучит в рекламе, сериалах, на рингтонах телефонов». Спорить трудно: действительно, она, музыка, вписана в нашу повседневную жизнь, и, волей-неволей, Моцарт и Бах, Шопен и Бизе оказываются нашими современниками. Такой разворот темы показался интересным: как будто разом открылся портал в иное временное измерение. Тем более ведущая сделала музыкальный сленг последних двух-трех десятилетий, специальным приемом и выстроила диалог со зрителем в духе Интернет-коммуникации.

Так, представляя арию Мими из «Богемы», Тамара Касаткина предположила: если бы героиня Пуччини жила сегодня, она могла бы открыть Интернет-магазин и через Инстаграм продавать изделия hand made, ведь она была белошвейкой. Или, рассказывая о Дуэте цветов из оперы «Лакме» Делиба, ведущая упомянула тот факт, что эта музыка звучит в популярном сериале «Интерны». Комментируя мнение пользователей сети, будто музыка К. Сен-Санса «Аквариум» звучит в фильме о Гарре Поттре, музыковед использовала слово-маркер нашего времени «фейк». Популярность оперы в XIX веке назвала трендом, а Ноктюрн № 2 Шопена – хитом, в топ-пять ноктюрнов отнесла «Лунный свет» К. Дебюсси…

Впрочем, определение «диалог» – не совсем точно по отношению к онлайн-концерту. Но даже если бы мы сидели в зале, вряд ли кто-нибудь из зрителей вслух усомнился бы в бесспорности некоторых тезисов: «классическая музыка успокаивает нервы» или «девятнадцатый век – век романтизма».

И все-таки, надо отдать должное Тамаре Касаткиной, программу концерта она выстроила таким образом, чтобы доказать свое утверждение. Романтическая доминанта XIX века действительно оказалась очевидной. А после первых номеров, когда прозвучали романс Э. Грига «Люблю тебя» и «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, и вовсе можно было поверить, что миром правит любовь, а не «телец златой», как поет Мефистофель в опере Гуно. Тем более, и Евгений Штейнмиллер, проникновенно исполнивший романс на немецком языке, и Ирина Макарова, создавшая образ роковой красавицы, своим пением утверждали еще один тезис в пользу романтического девятнадцатого столетия: наша душа откликается на красоту, которую романтики ставили во главу угла.

Даже цветы, лежавшие на краю рояля, придавали романтический шарм вечеру. Оказалось, они лежали не просто так – они были приготовлены для Маргариты, арию которой спела Юлия Шинкевич. Так как номер назывался «Сцена и ария Маргариты с жемчугом», то певица пела и играла по всем законам оперного спектакля, когда примеряла «жемчуга».

Тезис «красивая музыка отзывается в нашей душе возвышенными чувствами» доказывала и красота исполнения. Пока Павел Шинкевич играл Ноктюрн Шопена, «Лунный свет» Дебюсси, «Аквариум» Сен-Санса, глаз невозможно было отвести от его вдохновенных рук. Хотелось следить и за дуэтом Юлии Шинкевич и Ирины Макаровой в операх «Лакме» Делиба и оперетте Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана». А когда три солиста в завершении концерта исполняли неаполитанскую песню «O sole mio», им хотелось подпевать.

Хорошее исполнение дало возможность размышлять и о красоте музыки, и об искренности композиторов XIX века. Так стоит ли удивляться, что режиссеры ХХ и XXI веков так часто используют музыку Дебюсси, Шопена, Сен-Санса в своих фильмах. Быть может, именно тонкий психологизм и возвышенная чувственность позапрошлого столетия сформировала нынешний эталон красоты и нежности. Поэтому шедевры классической музыки XIX века мы причисляем к современным хитам.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА

fh_02.jpg

fh_03.jpg

fh_04.jpg

fh_05.jpg

fh_06.jpg