Василина СЫПЧЕНКО: «Хотелось что-то нового»
- На торжественных концертах в День Победы или в День памяти и скорби обычно звучат хорошо известные песни о войне или инструментальные произведения, прошедшие проверку временем. А нам хотелось расширить репертуар оркестра и солистов-вокалистов за счет новых сочинений современных авторов, хотелось дать композиторам повод поразмышлять сегодня над этой вечной темой, – так объясняет причины инициативы Томской филармонии музыковед, заведующая музыкальной частью филармонии Василина Сыпченко. – Согласитесь, тема патриотизма по определению не может устареть или быть не актуальной. Но в меняющемся мире меняются и выразительные средства в музыке, поэтому интересно было посмотреть, что могут сказать композиторы о войне сегодня, как они способны выразить свое отношение к великой войне и великой Победе. Однако по условиям конкурса авторы должны были представить сочинение, написанное в академической манере.
- Можно ли считать, что первый опыт проведения композиторского конкурса был удачным? Десять участников – мало или достаточно для конкурса всероссийского масштаба?- Идея конкурса в честь 75-летия Победы родилась в то время, когда филармония планировала свои мероприятия к юбилею, то есть примерно два года назад. Сама по себе идея с композиторским конкурсом не нова. В истории филармонии уже был опыт приглашения композиторов к созданию новых произведений. Но тема, точнее, посвящение дате – это, да, первый опыт для нас.
Кстати, тему на ряду с академической манерой письма тоже можно рассматривать как фактор ограничения количества участников. Не все композиторы могут выдержать жесткие требования – написать инструментальное произведение для симфонического оркестра определенного состава (в Положении указаны инструменты) и длительность звучания которого не должно превышать 10 минут. В номинации вокального сочинения для солиста с оркестром – те же требования по инструментовке плюс стихи должны быть написаны российскими или советскими поэтами. Специально оговаривалось, что никаких экзотических инструментов или особо авангардных элементов музыкального письма не должно быть в партитурах, так как одна из задач конкурса – создание и формирование высокохудожественного репертуара симфонического оркестра. Ведь сочинения победителей будут исполнены Томским Академическим симфоническим оркестром и солистами филармонии. Собственно, в этом и заключался главный приз конкурса, так как он не имел денежного эквивалента. Вот вам и третья причина сужения круга желающих поучаствовать в конкурсе.
Но география конкурса – очень приличная. Шесть городов России – Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Санкт-Петербург и Москва – для конкурса, который объявила региональная филармония (не Московская, не Санкт-Петербургская и даже не Екатеринбургская) – это очень хорошо. К тому же, в нём приняли участие профессиональные композиторы, многие являются членами Союза композиторов России.
- Среди победителей конкурса встретились две фамилии, известные томским слушателям – Валерий Ермошкин и Елизавета Панченко. Валерия Ефимовича все хорошо помнят по Северскому музыкальному театру, где он долгое время был главным дирижером, а ныне преподает в Томском музыкальном колледже. А Елизавета Панченко выступала на сцене Томской филармонии в позапрошлом сезоне.- Ольга Дюжина из Барнаула и Екатерина Филатова из Красноярска, может быть, меньше знакомы томскому слушателю, но в среде музыкантов у обеих высокий рейтинг известности. Ольга принимала участие в конференциях и фестивалях современной музыки, которые проводил Томский музыкальный колледж имени Эдисона Денисова, а Екатерина – ученица известного композитора Владимира Пономарева, председателя красноярского регионального отделения Союза композиторов РФ.
- С именами лауреатов, их краткими биографиями и названиями произведений-победителей можно ознакомиться на сайте Томской филармонии. Там же выложены и результаты конкурса и опубликован состав жюри, а в него вошли музыканты, очень хорошо известные Томску. Не могло ли знакомство с участниками повлиять на оценки?Должна сказать, что партитуры, прежде, чем отправить членам жюри, проверялись на соответствие требованиям, потом шифровались, чтобы судейство было объективным, непредвзятым, никакого лоббирования «своих».
Что касается главного «приза» – исполнения, то каждый лауреат его получит, как только закончится режим ограничения проведения концертов, и мы сможем составить программу концерта сочинений-победителей. К тому же, будет сделана запись, и авторы получат свое произведение в симфоническом звучании Томского оркестра.
Валерий ЕРМОШКИН: «Я писал не о боях, я писал о людях»
Одиннадцать работ – одиннадцать героев. Героев в самом прямом смысле, которые вдохновили композиторов. Елизавета Панченко, выступившая сразу в двух номинациях, так и назвала свою симфоническую сюиту «Герой нашего времени», а вокальное сочинение посвятила «Защитнику Родины». Екатерина Филатова обратилась к творчеству малоизвестного сегодня уральского поэта-фронтовика Сергея Тельканова и на его стихотворение «Какое страшное слово – война» написала песню. Ольга Дюжина положила на музыку стихи известного поэта Эдуарда Асадова о неизвестном солдате – «Могила неизвестного солдата».
Но если в этих стихах и в музыке собирательный образ героя Великой Отечественной, то Валерий Ермошкин обратился к биографии известного томича, Героя Советского Союза Федора Зинченко, первого коменданта Рейхстага, и свое конкурсное сочинение назвал «Комендант Рейхстага», а на титульном листе партитуры в качестве эпиграфа разместил фрагмент из книги Ф. Зинченко «Герои штурма Рейхстага».
– Почему принял участие и почему назвал «Комендант Рейхстага»? – переспрашивая, уточняет вопрос Валерий Ефимович. – Условия конкурса меня вполне устраивали. Услышать свое сочинение в исполнении симфонического оркестра мечтает любой автор. Кто будет оценивать – не знал, а то бы не решился. Я думал, что придется конкурировать с Константином Михайловичем Лакиным, а тот уже все великолепно про Томск сочинил, и про войну тоже. И все-таки я зашел на один из томских сайтов и прочитал, что в Томске установлен памятник первому коменданту Рейхстага. Сообщение заинтересовало. Если честно, до этого не видел памятника, и новость как-то прошла мимо меня. Следом читаю биографию Зинченко, его книгу воспоминаний. Читаю и думаю: ну, как бой, тем более штурм, уложить в десять минут? И вдруг я натыкаюсь на такой факт, о котором пишет Федор Матвеевич: в полку, которым он командовал, любимой песней была «Степь да степь кругом», бойцы ее пели перед решающим боем. И все – я понял, о чем буду писать, точнее о ком. Вот об этом самом эпизоде войны, о людях, которые шли в бой с этой песней на устах.
- Так вот почему на титульном листе партитуры вы цитируете книгу: «… В расположении батальона с новой силой разгорелся жестокий бой… гитлеровцы уже в 300 метрах от командного пункта полка… Ещё в такой переплёт не попадали! – замечает майор Крымов и тихонько затягивает из любимой песни «Степь да степь кругом» слова: «А жене скажи слово прощальное, передай кольцо обручальное»… Когда и как возникла в полку такая традиция, трудно сказать, но в самые критические моменты боя кто-то непременно затягивал эту песню, и она звучала у нас как бы сигналом собраться со всеми силами, призывом стоять насмерть…»- Да, именно поэтому. Эти строки и песня дали ключ к сочинению. Я ввел мотив этой песни сразу после эпизода «Ночь перед штурмом» идет эпизод «Любимая песня полка». Песня стала лейтмотивом, в конце в эпизоде «На берегу Томи», она вновь звучит, но уже в ритме вальса…
- Сначала мотив песни появляется примерно к концу первой минуты на самом пике томительного напряжения перед боем. Напряжение растет, пока играют струнные...
- Его создают сначала солирующая виолончель, а потом все группы струнных. Они ведут звук на крещендо.
- .... И от этого делается так тревожно, так щемит сердце! Но вот появляется знакомая мелодия. Если не ошибаюсь, ее играют деревянные духовые поверх «шороха» струнных. И вдруг меняет настроение! Тревога уступает место спокойствию и даже какой-то радости, когда вспоминаешь о чем-то приятном. Так и кажется, что в эту минуту бойцы, тихо - едва слышно, поющие «путь далек лежит, в той степи глухой замерзал ямщик…», вовсе не о смерти думают, а о жизни, они вспоминают свой дом, своих родных и любимых, которые их ждут… Поэтому, наверное, вместе с песенным мотивом появляется свет… А в конце, когда флаг над Рейхстагом водружен, и вы переносите своего героя на берег Томи этот свет вместе песенным мотивом нарастает, но при этом не ослепляет, а мягко освещает вальсирующих. И у меня как у слушателя возникает чувство безбрежной радости, и судьба ямщика уже не кажется трагической, потому что торжествует свет.- А вы знаете, что в том бою, о котором вспоминает Зинченко, свет буквально сыграл не последнюю роль в успешном исходе дела? Атаковать немцев было решено ночью, но при свете прожекторов. Тысяча прожекторов включились одновременно и ослепили врага. Я думал, как же в музыке передать этот фактор неожиданности. И для этого ввел музыкальную атаку – вступают литавры, там-там и большой барабан. Резкий звук меняет динамику музыкальной фактуры и концентрирует внимание на эпизоде «Последний бой».
- В своей речи, Валерий Ефимович, вы не раз упомянули слово «эпизод». И название, и деление на эпизоды совершенно очевидно говорит о программности вашего произведения и о его сюжетности. Уточните, пожалуйста, в котором жанре написан «Комендант Рейхстага». Это сюита?- Скорее, симфоническая картина в шести эпизодах.
- После первого прослушивания я обратила внимание, что в вашей картине звучит еще одна хорошо узнаваемая мелодия, еще одна песня «Широка страна моя родная», которую использовали на радио в качестве позывных сигналов.- Да, я искал выразительное средство для перехода к эпизоду «Флаг Победы», и вспомнил об этих позывных. Помните, после этих сигналов по радио шли всегда какие-то важные сообщения. И в моем сочинении после этих сигналов должно стать ясным, что Рейхстаг повержен, Германия капитулировала. Победа!
- В системе выразительных средств, а мы о них сейчас говорим, вы используете пиццикато струнных. Для чего? И вообще если можно чуть подробнее о палитре «красок», которыми вы писали свою батальную картину.- Да, вы правы, звучит пиццикато контрабасов, они дублируют основную тему, которую ведут духовые, в том числе солирующий бас-кларнет. Это сделано для придания своеобразного акцента. Голоса войны – это, прежде всего, голоса духовых инструментов – флейт, кларнетов, валторн, и этот голос надо было как-то рельефно выделить. Не знаю, услышали вы или нет, но в теме врага я процитировал мотив из Седьмой симфонии Шостаковича.
- Это когда звучит малый барабан?-Да. А как иначе показать немецкую машину войны?! Шостакович это сделал гениально. А тема наших бойцов связана с голосом арфы, мягким и прозрачным.
- Мне показалось, что в партитуру вы ввели и народный инструмент – баян.- Нет, это звучит аккордеон. Ведь известно, что наши бойцы играли на трофейных инструментах. Поэтому, считаю, аккордеон здесь уместен.
- Завершая симфоническую картину эпизодом «На берегу Томи», вы возвращаете слушателей в наши дни. И «Комендант Рейхстага» - это тоже памятник нашему земляку Федору Зинченко.
Юрий КАСПАРОВ: «Концерт лауреатов обещает быть очень интересным»
Имя Юрия Каспарова на слуху у томского слушателя, который активно интересуется современной академической музыкой. Он – выдающийся ученик Эдисона Денисова. Именно Юрий Сергеевич сделал оркестровку денисовской оперы «Иван солдат», в его аранжировке прозвучала музыка Денисова в фильме «Безымянная звезда» и в радиосказке «Малыш и Карлсон». Юрий Сергеевич Каспаров не раз приезжал в Томск в качестве эксперта и члена жюри международного конкурса молодых композиторов, который проводил музыкальный колледж, носящий имя Э. Денисова.
На этом он, как и все члены жюри, работали в режиме онлайн. Поэтому о своем мнении о художественном уровне конкурсных сочинений объявил через социальные сети.
- С радостью поздравляю лауреатов Всероссийского конкурса композиторов «Нам нужна одна победа», организованного Томской областной государственной филармонией, - написал на своей странице в Facebook Юрий Каспаров.
– В жюри конкурса вошли разные музыканты – разные и с точки зрения специальностей, и с точки зрения вкусов… Обычно в таких случаях оценки сильно разнятся, и лауреатами становятся совсем не те кандидаты, которые представлялись каждому при заполнении оценочной ведомости. К счастью, ничего подобного на сей раз места не имело – жюри фактически оказалось единодушным. Да, кто-то ставил оценки ближе к верхней грани шкалы, кто-то, напротив, высоких оценок не ставил в принципе, но приоритетный список оказался у всех примерно одинаковым, и суммы баллов – у кого больше, а у кого меньше – выстроились фактически в едином порядке.
Это радует, как радует и то, что концерт лауреатов обещает быть очень интересным для любой, самой широкой аудитории.
Тема объявленного конкурса автоматически исключала эксперименты, равно как и использование каких-либо эзотерических элементов музыкального письма, и потому все произведения очень открыты, эмоциональны, и в их основе – простой и понятный каждому музыкальный язык. В некоторых использовались различные аллюзии и подходящие случаю цитаты, что, безусловно, сработало на обогащение стилистики и усиление смысла высказывания.