bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

О войне за 10 минут
OP_web.jpg

О войне за 10 минут
Одиннадцать новых сочинений, посвященных героям Великой Отечественной войны, получила Томская филармония


Десять композиторов из шести городов, три месяца творчества, 11 новых работ в жанрах симфонической сюиты и песни, четыре победителя в двух номинациях и перспектива пяти премьер на томской сцене – такова статистика Всероссийского конкурса композиторов, который был инициирован Томской филармонией к 75-летию Победы.

Победителей определяло жюри, в которое вошли главный дирижер Томского академического симфонического оркестра Михаил Грановский, старейший томский композитор Константин Лакин, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России, а возглавил его Юрий Каспаров, заслуженный деятель искусств РФ, Кавалер ордена искусств и литературы Франции, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (Москва).

О том, как родилась идея конкурса, что вдохновило на написание музыки, по каким критериям оценивались работы, каков их уровень, когда можно будет услышать произведения-победители – на эти и другие вопросы отвечают организаторы, участники конкурса, члены жюри.


Василина СЫПЧЕНКО: «Хотелось что-то нового»

- На торжественных концертах в День Победы или в День памяти и скорби обычно звучат хорошо известные песни о войне или инструментальные произведения, прошедшие проверку временем. А нам хотелось расширить репертуар оркестра и солистов-вокалистов за счет новых сочинений современных авторов, хотелось дать композиторам повод поразмышлять сегодня над этой вечной темой, – так объясняет причины инициативы Томской филармонии музыковед, заведующая музыкальной частью филармонии Василина Сыпченко. – Согласитесь, тема патриотизма по определению не может устареть или быть не актуальной. Но в меняющемся мире меняются и выразительные средства в музыке, поэтому интересно было посмотреть, что могут сказать композиторы о войне сегодня, как они способны выразить свое отношение к великой войне и великой Победе. Однако по условиям конкурса авторы должны были представить сочинение, написанное в академической манере.

- Можно ли считать, что первый опыт проведения композиторского конкурса был удачным? Десять участников – мало или достаточно для конкурса всероссийского масштаба?

- Идея конкурса в честь 75-летия Победы родилась в то время, когда филармония планировала свои мероприятия к юбилею, то есть примерно два года назад. Сама по себе идея с композиторским конкурсом не нова. В истории филармонии уже был опыт приглашения композиторов к созданию новых произведений. Но тема, точнее, посвящение дате – это, да, первый опыт для нас.

Кстати, тему на ряду с академической манерой письма тоже можно рассматривать как фактор ограничения количества участников. Не все композиторы могут выдержать жесткие требования – написать инструментальное произведение для симфонического оркестра определенного состава (в Положении указаны инструменты) и длительность звучания которого не должно превышать 10 минут. В номинации вокального сочинения для солиста с оркестром – те же требования по инструментовке плюс стихи должны быть написаны российскими или советскими поэтами. Специально оговаривалось, что никаких экзотических инструментов или особо авангардных элементов музыкального письма не должно быть в партитурах, так как одна из задач конкурса – создание и формирование высокохудожественного репертуара симфонического оркестра. Ведь сочинения победителей будут исполнены Томским Академическим симфоническим оркестром и солистами филармонии. Собственно, в этом и заключался главный приз конкурса, так как он не имел денежного эквивалента. Вот вам и третья причина сужения круга желающих поучаствовать в конкурсе.

Но география конкурса – очень приличная. Шесть городов России – Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Санкт-Петербург и Москва – для конкурса, который объявила региональная филармония (не Московская, не Санкт-Петербургская и даже не Екатеринбургская) – это очень хорошо. К тому же, в нём приняли участие профессиональные композиторы, многие являются членами Союза композиторов России.

- Среди победителей конкурса встретились две фамилии, известные томским слушателям – Валерий Ермошкин и Елизавета Панченко. Валерия Ефимовича все хорошо помнят по Северскому музыкальному театру, где он долгое время был главным дирижером, а ныне преподает в Томском музыкальном колледже. А Елизавета Панченко выступала на сцене Томской филармонии в позапрошлом сезоне.

- Ольга Дюжина из Барнаула и Екатерина Филатова из Красноярска, может быть, меньше знакомы томскому слушателю, но в среде музыкантов у обеих высокий рейтинг известности. Ольга принимала участие в конференциях и фестивалях современной музыки, которые проводил Томский музыкальный колледж имени Эдисона Денисова, а Екатерина – ученица известного композитора Владимира Пономарева, председателя красноярского регионального отделения Союза композиторов РФ.

- С именами лауреатов, их краткими биографиями и названиями произведений-победителей можно ознакомиться на сайте Томской филармонии. Там же выложены и результаты конкурса и опубликован состав жюри, а в него вошли музыканты, очень хорошо известные Томску. Не могло ли знакомство с участниками повлиять на оценки?

Должна сказать, что партитуры, прежде, чем отправить членам жюри, проверялись на соответствие требованиям, потом шифровались, чтобы судейство было объективным, непредвзятым, никакого лоббирования «своих».

Что касается главного «приза» – исполнения, то каждый лауреат его получит, как только закончится режим ограничения проведения концертов, и мы сможем составить программу концерта сочинений-победителей. К тому же, будет сделана запись, и авторы получат свое произведение в симфоническом звучании Томского оркестра.


Ermoshkin.jpg

Валерий ЕРМОШКИН: «Я писал не о боях, я писал о людях»

Одиннадцать работ – одиннадцать героев. Героев в самом прямом смысле, которые вдохновили композиторов. Елизавета Панченко, выступившая сразу в двух номинациях, так и назвала свою симфоническую сюиту «Герой нашего времени», а вокальное сочинение посвятила «Защитнику Родины». Екатерина Филатова обратилась к творчеству малоизвестного сегодня уральского поэта-фронтовика Сергея Тельканова и на его стихотворение «Какое страшное слово – война» написала песню. Ольга Дюжина положила на музыку стихи известного поэта Эдуарда Асадова о неизвестном солдате – «Могила неизвестного солдата».

Но если в этих стихах и в музыке собирательный образ героя Великой Отечественной, то Валерий Ермошкин обратился к биографии известного томича, Героя Советского Союза Федора Зинченко, первого коменданта Рейхстага, и свое конкурсное сочинение назвал «Комендант Рейхстага», а на титульном листе партитуры в качестве эпиграфа разместил фрагмент из книги Ф. Зинченко «Герои штурма Рейхстага».

– Почему принял участие и почему назвал «Комендант Рейхстага»? – переспрашивая, уточняет вопрос Валерий Ефимович. – Условия конкурса меня вполне устраивали. Услышать свое сочинение в исполнении симфонического оркестра мечтает любой автор. Кто будет оценивать – не знал, а то бы не решился. Я думал, что придется конкурировать с Константином Михайловичем Лакиным, а тот уже все великолепно про Томск сочинил, и про войну тоже. И все-таки я зашел на один из томских сайтов и прочитал, что в Томске установлен памятник первому коменданту Рейхстага. Сообщение заинтересовало. Если честно, до этого не видел памятника, и новость как-то прошла мимо меня. Следом читаю биографию Зинченко, его книгу воспоминаний. Читаю и думаю: ну, как бой, тем более штурм, уложить в десять минут? И вдруг я натыкаюсь на такой факт, о котором пишет Федор Матвеевич: в полку, которым он командовал, любимой песней была «Степь да степь кругом», бойцы ее пели перед решающим боем. И все – я понял, о чем буду писать, точнее о ком. Вот об этом самом эпизоде войны, о людях, которые шли в бой с этой песней на устах.

- Так вот почему на титульном листе партитуры вы цитируете книгу: «… В расположении батальона с новой силой разгорелся жестокий бой… гитлеровцы уже в 300 метрах от командного пункта полка… Ещё в такой переплёт не попадали! – замечает майор Крымов и тихонько затягивает из любимой песни «Степь да степь кругом» слова: «А жене скажи слово прощальное, передай кольцо обручальное»… Когда и как возникла в полку такая традиция, трудно сказать, но в самые критические моменты боя кто-то непременно затягивал эту песню, и она звучала у нас как бы сигналом собраться со всеми силами, призывом стоять насмерть…»

- Да, именно поэтому. Эти строки и песня дали ключ к сочинению. Я ввел мотив этой песни сразу после эпизода «Ночь перед штурмом» идет эпизод «Любимая песня полка». Песня стала лейтмотивом, в конце в эпизоде «На берегу Томи», она вновь звучит, но уже в ритме вальса…

- Сначала мотив песни появляется примерно к концу первой минуты на самом пике томительного напряжения перед боем. Напряжение растет, пока играют струнные...

- Его создают сначала солирующая виолончель, а потом все группы струнных. Они ведут звук на крещендо.

- .... И от этого делается так тревожно, так щемит сердце! Но вот появляется знакомая мелодия. Если не ошибаюсь, ее играют деревянные духовые поверх «шороха» струнных. И вдруг меняет настроение! Тревога уступает место спокойствию и даже какой-то радости, когда вспоминаешь о чем-то приятном. Так и кажется, что в эту минуту бойцы, тихо - едва слышно, поющие «путь далек лежит, в той степи глухой замерзал ямщик…», вовсе не о смерти думают, а о жизни, они вспоминают свой дом, своих родных и любимых, которые их ждут… Поэтому, наверное, вместе с песенным мотивом появляется свет… А в конце, когда флаг над Рейхстагом водружен, и вы переносите своего героя на берег Томи этот свет вместе песенным мотивом нарастает, но при этом не ослепляет, а мягко освещает вальсирующих. И у меня как у слушателя возникает чувство безбрежной радости, и судьба ямщика уже не кажется трагической, потому что торжествует свет.


- А вы знаете, что в том бою, о котором вспоминает Зинченко, свет буквально сыграл не последнюю роль в успешном исходе дела? Атаковать немцев было решено ночью, но при свете прожекторов. Тысяча прожекторов включились одновременно и ослепили врага. Я думал, как же в музыке передать этот фактор неожиданности. И для этого ввел музыкальную атаку – вступают литавры, там-там и большой барабан. Резкий звук меняет динамику музыкальной фактуры и концентрирует внимание на эпизоде «Последний бой».

- В своей речи, Валерий Ефимович, вы не раз упомянули слово «эпизод». И название, и деление на эпизоды совершенно очевидно говорит о программности вашего произведения и о его сюжетности. Уточните, пожалуйста, в котором жанре написан «Комендант Рейхстага». Это сюита?

- Скорее, симфоническая картина в шести эпизодах.

- После первого прослушивания я обратила внимание, что в вашей картине звучит еще одна хорошо узнаваемая мелодия, еще одна песня «Широка страна моя родная», которую использовали на радио в качестве позывных сигналов.

- Да, я искал выразительное средство для перехода к эпизоду «Флаг Победы», и вспомнил об этих позывных. Помните, после этих сигналов по радио шли всегда какие-то важные сообщения. И в моем сочинении после этих сигналов должно стать ясным, что Рейхстаг повержен, Германия капитулировала. Победа!

- В системе выразительных средств, а мы о них сейчас говорим, вы используете пиццикато струнных. Для чего? И вообще если можно чуть подробнее о палитре «красок», которыми вы писали свою батальную картину.

- Да, вы правы, звучит пиццикато контрабасов, они дублируют основную тему, которую ведут духовые, в том числе солирующий бас-кларнет. Это сделано для придания своеобразного акцента. Голоса войны – это, прежде всего, голоса духовых инструментов – флейт, кларнетов, валторн, и этот голос надо было как-то рельефно выделить. Не знаю, услышали вы или нет, но в теме врага я процитировал мотив из Седьмой симфонии Шостаковича.

- Это когда звучит малый барабан?

-Да. А как иначе показать немецкую машину войны?! Шостакович это сделал гениально. А тема наших бойцов связана с голосом арфы, мягким и прозрачным.

- Мне показалось, что в партитуру вы ввели и народный инструмент – баян.

- Нет, это звучит аккордеон. Ведь известно, что наши бойцы играли на трофейных инструментах. Поэтому, считаю, аккордеон здесь уместен.

- Завершая симфоническую картину эпизодом «На берегу Томи», вы возвращаете слушателей в наши дни. И «Комендант Рейхстага» - это тоже памятник нашему земляку Федору Зинченко.


Kasparov.jpeg

Юрий КАСПАРОВ: «Концерт лауреатов обещает быть очень интересным»

Имя Юрия Каспарова на слуху у томского слушателя, который активно интересуется современной академической музыкой. Он – выдающийся ученик Эдисона Денисова. Именно Юрий Сергеевич сделал оркестровку денисовской оперы «Иван солдат», в его аранжировке прозвучала музыка Денисова в фильме «Безымянная звезда» и в радиосказке «Малыш и Карлсон». Юрий Сергеевич Каспаров не раз приезжал в Томск в качестве эксперта и члена жюри международного конкурса молодых композиторов, который проводил музыкальный колледж, носящий имя Э. Денисова.

На этом он, как и все члены жюри, работали в режиме онлайн. Поэтому о своем мнении о художественном уровне конкурсных сочинений объявил через социальные сети.

- С радостью поздравляю лауреатов Всероссийского конкурса композиторов «Нам нужна одна победа», организованного Томской областной государственной филармонией, - написал на своей странице в Facebook Юрий Каспаров.

– В жюри конкурса вошли разные музыканты – разные и с точки зрения специальностей, и с точки зрения вкусов… Обычно в таких случаях оценки сильно разнятся, и лауреатами становятся совсем не те кандидаты, которые представлялись каждому при заполнении оценочной ведомости. К счастью, ничего подобного на сей раз места не имело – жюри фактически оказалось единодушным. Да, кто-то ставил оценки ближе к верхней грани шкалы, кто-то, напротив, высоких оценок не ставил в принципе, но приоритетный список оказался у всех примерно одинаковым, и суммы баллов – у кого больше, а у кого меньше – выстроились фактически в едином порядке.

Это радует, как радует и то, что концерт лауреатов обещает быть очень интересным для любой, самой широкой аудитории.

Тема объявленного конкурса автоматически исключала эксперименты, равно как и использование каких-либо эзотерических элементов музыкального письма, и потому все произведения очень открыты, эмоциональны, и в их основе – простой и понятный каждому музыкальный язык. В некоторых использовались различные аллюзии и подходящие случаю цитаты, что, безусловно, сработало на обогащение стилистики и усиление смысла высказывания.

У всех представленных на конкурс произведений было нечто общее. И это общее в первую очередь заключалось в очень демократичном музыкальном языке и в опоре или на темы известных песен, или же на интонации, так или иначе связанные с военной тематикой. И в данном случае я это приветствую! Конечно, эксперименты, особый взгляд на мир и события, в нём происходящие, глубоко индивидуальный, нередко эзотерический язык – всё это важно, и благодаря этому музыка развивается. Но Тема Победы – особая тема! Здесь важнее не новации, не открытия и не парадоксальные параллели с новыми мирами, а простые человеческие чувства, изложенные понятным каждому образом. На концерт лауреатов придут ведь не специалисты по современному искусству, а люди, сопереживающие той страшной трагедии, охватившей многие народы и страны, той Великой Победе над фашизмом, и потому самое важное – попасть в резонанс с их чувствами и мыслями. В этом смысле все партитуры лауреатов вполне отвечают поставленной задаче.

Материал подготовила Татьяна ВЕСНИНА