bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Музыка о жизни после смерти



На концерте-открытии 75-го творческого сезона Томской филармонии впервые в Томске прозвучит знаменитое адажио Десятой симфонии Густава Малера в исполнении Томского Академического симфонического оркестра.

Открытие нового творческого сезона запланировано на 10 сентября, а сегодня, 7 июля, весь музыкальный мир отмечает 160-летие со дня рождения Густава Малера, выдающегося австрийского композитора и дирижера конца XIX- начала ХХ веков.


В мировую историю музыки Малер вошел как гениальный композитор-симфонист, оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие симфонической музыки в мире. Но при жизни он был известен больше как величайший дирижер. Примечательно, что последним спектаклем, которым дирижировал Густав Малер, была «Пиковая дама» П. И. Чайковского в нью-йоркском Метрополитен-опера. Как дирижер и как композитор он трижды посещал Россию: в 1897 году выступал в Москве, а в 1902 и 1907-м – в Санкт-Петербурге.

Но только ближе к концу ХХ века симфоническое творчество знаменитого венца начинают понимать во всей его глубине. Оно привлекательно и востребовано в полном объеме. Как отмечают музыковеды, в последние десятилетия симфонии Малера стали краеугольным камнем в репертуаре ведущих симфонических оркестров мира.

- Десятая симфония – это музыкальное завещание Малера, его последнее послание своей супруге Альме и всему миру. Это глубочайшая музыка! Она – о жизни после смерти, - говорит главный дирижер и художественный руководитель Томского Академического симфонического оркестра Михаил Грановский о предстоящей томской премьере. – Музыкальный язык Десятой предвосхитил додекафонную систему нововенской школы. Как известно, это сочинение не было закончено. Сам композитор успел максимально завершить только первую часть – именно эту часть, его знаменитое адажио, мы и исполним на концерте.

В этом году исполняется и 110 лет, как Густав Малер приступил к написанию Десятой симфонии. Первые наброски он сделал в июле 1910 года, а последние в сентябре. Больше, до самой смерти в 1911 году, к ней он не возвращался. В ХХ веке предпринимались попытки дописать Десятую симфонию и исполнить ее в пяти частях. Самые известные версии сделали Дерик Кук и Рудольф Баршай.

Для Густава Малера это было тяжелейшее время: подготовка к премьере своей Восьмой симфонии, «симфонии-тысячи участников», обнаружившаяся сердечная болезнь, а главное – глубокий семейный кризис в отношениях с женой Альмой. Все это повлияло на сочинение Десятой симфонии.

«Я не буду признан как композитор при жизни, - сказал Малер музыкальному критику в 1906 году. – Пока я Малер, считающийся среди вас, «человек среди людей», я должен удовольствоваться «слишком человеческим» восприятием меня как творческой личности. Справедливость восторжествует, лишь когда я отрину свой земной прах. Я тот, кого Ницше называл «несвоевременным»…

Пророчество Малера сбывается.