bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

МУЗЫКА ДЛЯ ФЕЙЕРВЕРКОВ, КОРОЛЯ...
Image2

или МАГИЯ ТРЁХ СЕМЕРОК

Ровно столько человек – 777 - проголосовали за программу концерта по заявкам «Орган LIVE. Рыжий священник, ROCK и музыка на открытом воздухе». А это, так на минуточку, три аншлага в Органном зале. Что не оставляет сомнений: органные концерты, которые каждую неделю дают солисты Филармони в режиме прямого эфира, публике пришлись по вкусу.

Нынешней концерт своим названием обязан в том числе Антонио Вивальди. Собственно, он и есть тот самый рыжий священник. Мы знаем итальянского композитора по портрету в напудренном белом парике, без которых этикет тех времен не позволял мужчинам появляться в свете. Современники Вивальди оставили свидетельства: у того была копна огненно-рыжих волос, которую он унаследовал от отца. И сан священника у композитора тоже имелся. А вместе с ним – право и обязанность служить мессы. Правда, он довольно быстро перестал это делать, ссылаясь на сильные приступы астмы. Так что священнослужительство для него было больше «социальным статусом».

На выбор слушателям были предложены несколько его клавирных концертов в переложении Баха. Слушатели выбрали Концерт Ре мажор BWV 972. Чем, признается автор концерта Дмитрий УШАКОВ, немало удивили – это произведение Вивальди малоизвестное и редко исполняемое.
Зато совершенно не удивили результаты слушательского голосования в категории «ROCK на органе». С огромным преимуществом победили неувядающие хиты The Beatles.

Image1

Украсили программу концерта «Музыка для фейерверков» Генделя и Шестиголосый ричеркар из «Музыкального приношения» Баха.
В программу летнего концерта Дмитрий УШАКОВ включил и музыку неизвестного гения старины Николауса Брунса. Неизвестного, потому что мы почти ничего не знаем о его жизни, а всё сохранившееся, дошедшее до нас органное наследие композитора с легкостью умещается в сборничек объемом около 30 страниц. Но эта неизвестность ничего не говорит о качестве его музыки. Николаус Брунс был не просто учеником Дитриха Букстехуде, но по меньшей мере равнозначен ему по степени таланта (а некоторые современники говорили, что ученик превосходит своего учителя. На томском органе прозвучала Прелюдия ми минор («Большая») неизвестного гения – ярчайшее воплощение особого барочного «фантастического стиля», «stylus phantasticus».

Произведение композитора, малознакомого широкой аудитории, в программе концерта возникло отнюдь не «воспитания публики ради».

- Мне вообще не нравится выражение «воспитывать публику». Она этого не любит. И правильно делает, между прочим. Есть в этом что-то нетактичное. Приходя на концерт, публика не очень хочет «просвещаться», «окультуриваться», «дотягиваться до уровня» – и прочие синонимы. Она хочет дружить и быть на одной волне с теми, кто на сцене, - убежден Дмитрий УШАКОВ. – Музыканты, в силу понятных причин, знают больший спектр различной музыки. Есть искреннее желание познакомить слушателей с малоизвестными композиторами и произведениями, с этими жемчужинами искусства звуков. Потому что это хорошая музыка. А с друзьями хочется делиться хорошим.

Под занавес прозвучала зажигательная Галльская токката Ханса-Андре Штамма, ставшая ярким финальным аккордом летнего органного вечера.