bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Дорогами любви и верности
vl_04.jpg

Дорогами любви и верности
Концерт «Вечная любовь» объединил «семейные» традиции в русской и европейской культурах

С марша Мендельсона начинают свою жизнь многие семьи. Под торжественные звуки молодожены пересекают черту, за которой любовная лодка может разбиться о быт, а может и не разбиться. Все зависит от умения «гребцов» сохранять верность избраннику и любовь к нему. Неудивительно, что именно эта музыка и открыла концерт «Вечная любовь», посвященный Дню семьи, любви и верности.

Казалось бы, мажорная мелодия должна настроить на личные воспоминания, чтобы в расслабленно-приятном настроении воспринимать весь концерт. Но выразительная игра Павла Шинкевича захватила воображение сильнее, чем свадебный бэк-граунд. И чем выразительнее играл пианист, тем интереснее становилось следить за самой музыкой. Звуки отделились от воспоминаний, они уже не жили в пространстве личной памяти, но создавали свой сюжет. В побочной теме стала ощутима ирония композитора, который смеялся над помпезностью церемонии. Ведь марш был написан для спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе В. Шекспира, о чем и напомнила ведущая концерта Василина Сыпченко. И звучал он в эпизоде, когда королева Титания, опьяненная нектаром проказника эльфа Пэка, влюбляется и венчается с превращенным в осла ремесленником Основой.

Символом семейного счастья марш Мендельсона стал не сразу, а несколько десятилетий спустя, и то благодаря королевским особам – кронпринцу Фридриху Вильгельму и принцессе Виктории, которые венчались под эту музыку. Юная 17-летняя невеста оказалась тонким ценителем музыки, именно она выбрала жизнерадостные свадебные аккорды марша Мендельсона, под которые новобрачные выходили из церкви.

А двадцатилетняя Анна Магдалена выбрала музыку Баха и самого композитора: она взяла на себя обязанности жены, матери его детей, в том числе и от первого брака, и исполнительницы его вокальных произведений. Ведь она обладала красивым сопрано. Бах ей посвятил знаменитую «Нотную тетрадь». Одну из арий из этой «тетради» - «Bist du bei mir» - исполнила Юлия Шинкевич.

Несмотря на то, что в переводе на русский слова звучат в ля-миноре: «Когда ты была со мной, я бы с радостью пошел навстречу смерти и моему покою. Ах, как утешили бы меня в конце пути, пожатия твоих прекрасных рук и верные глаза», пела Юлия с такой просветленной улыбкой, что грусти и в помине не было, но были свет и тихая радость. Аккомпанировал ей за роялем Павел Шинкевич. И если уж речь зашла о счастливых семейных браках, то Юля с Павлом – образец гармоничной музыкальной семьи.

Конечно, разговор о счастливых семьях не мог обойтись без известной фразы Льва Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга. И ведущая концерта Василина Сыпченко напомнила ее. Как известно, с нее начинается роман «Анна Каренина». Но, как все помнят, эта фраза – лишь вступление к описанию несчастья в семье Стивы Облонского, которого супруга не простила за его измену.

Тема верности при разговоре о супружеских отношениях возникает естественно. Образцом верности и были Петр и Феврония, которых Православная церковь причислила к лику святых. За верность и любовь и дарована им была возможность умереть в один день. Праздник, установленный в их честь, и стал творческим импульсом для концерта. А его полное название, по сути, сформулировало концепцию музыкального вечера и обозначило три главных его темы: семья, любовь и верность.

Перед слушателями в воображаемом дефиле прошли известные пары, вымышленные и реальные – Фигаро и Сюзанна, Памина и Папагено, родители Снегурочки, Клара Вик и Роберт Шуман, Михаил Глинка и Екатерина Керн, Сергей Рахманинов и Наталья Сатина… Конечно, назвать их всех абсолютно счастливыми парами нельзя. Тень ревности ложилась между Фигаро и Сюзанной, Сергеем и Натальей, Кларой и Робертом. И все же их любовь в самых высоких своих проявлениях рождала прекрасные творения.

Когда слушаешь дуэт Фигаро и Сюзанны из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в исполнении Евгения Штейнмиллера и Екатерины Клеменс, не можешь удержаться от улыбки. Комическая любовная сцена солистами неплохо была представлена и в игре, а главное – в пении. Тот же комплимент можно адресовать и другому дуэту – Юлии Шинкевич и Вячеславу Клименко, которые представили еще одну оперную любовную пару Памину и Папагено и еще одной оперы Моцарта «Волшебная флейта».

«Посвящение» Роберта Шумана в транскрипции Ференца Листа из-под рук Светланы Чудаковой вышло нежным и страстным признанием в любви. История романса Рахманинова «Сирень», которую поведала музыковед Василина Сыпченко, только усилила «аромат» музыки. А любовь и верность, которые сохраняла на протяжении всей жизни Наталья Сатина к Сергею Васильевичу Рахманинову, безусловно достойны восхищения.

Да, не все из представленных пар были связаны узами брака. Так, Михаил Глинка, несмотря на пламенную любовь к Екатерине Керн, не мог жениться на ней, зато история их любви оставила след в музыке – прекрасный романс на стихи Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Правда, в концерте прозвучали два других его романса: «К ней» на стихи Адама Мицкевича в исполнении Евгения Штейнмиллера и «Как сладко мне с тобою быть» на слова Петра Рындина в исполнении Ирины Макаровой.

Не о семейных узах, но о любви возвышенной, романтической дали повод размышлять «Серенада» Антона Рубинштейна, написанная на стихи Сологуба и спетая Вячеславом Клименко, и романс Александра Даргомыжского «На раздолье небес», прозвучавший в исполнении Ирины Макаровой. Трагическая любовь Снегурочки к Мизгирю в опере Николая Римского-Корсакова – еще один, неизбежный обертон в полифонической теме любви, Екатериной Клеменс была интерпретирована не как злая воля рока, но как жертвенная любовь, а потому возвышенно-прекрасная.

Впрочем, концерт «Вечная любовь», выдержанный в строгой академической манере (только название дало легкий намек на эстрадную песню Шарля Азнавура), оказался хорош не только своей программой, но и исполнителями. Особых аплодисментов достоин Евгений Штейнмиллер – он ввел в свой репертуар русскую народную песню «Ах, ты, душечка» и впервые представил ее именно на этом концерте. Хотя ее чаще поют тенора, но и красивый баритон Евгения покорил сердца слушателей и теплотой, и обаянием, и мягким юмором.

Пройдя дорогами любви и верности, проложенными как русскими, так и европейскими композиторами, исполнители убедили слушателей в непреложной истине: любовь и верность – это непреходящие ценности в любой культуре, в любые времена.


Текст: Татьяна ВЕСНИНА

vl_07.jpg  vl_08.jpg

vl_10.jpg  vl_09.jpg

vl_01.jpg

vl_02.jpg

vl_03.jpg

vl_05.jpg

vl_06.jpg