bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Концертно-камерный отдел. Перезагрузка
kko.jpg

Концертно-камерный отдел. Перезагрузка

Это для кого-то жизнь во время эпидемии остановилась. Концертно-камерный отдел Томской филармонии подобным затишьем похвастаться не может. Мало того! Творческий график вокалистов, пианистов, органистов музыковедов в условиях эпидемии стал еще насыщеннее, еще интереснее.


ПЕСЕНКА ПО КРУГУ. И НЕ ТОЛЬКО

Сначала была тишина. Режим полной самоизоляции, введённый в Томской области в конце марта, поставил работу концертно-камерного отдела на паузу. Но творческий азарт и любовь к своему делу на паузу не поставишь! Да и терять форму за время простоя не хотелось. Все солисты перешли на формат домашних репетиций.

А потом родилась отличная идея. Заведующая музыкальной частью Филармонии, руководитель Концертно-камерного отдела Василина Сыпченко предложила солистам записать музыкальный клип для друзей Филармонии. Ребята идею поддержали. Музыканты в большинстве своем народ жизнерадостный и неунывающий. Хотелось поделиться этим настроем со своими слушателями. В итоге остановились на неувядающем хите Эдуарда Хиля «Ходит песенка по кругу». Каждый солист исполнил песню дома, записал на видео. Вокалисты Евгений Штейнмиллер и Вячеслав Клименко, которые за время карантина освоили навыки видеомонтажа и работу в аудиоредакторе, сделали клип. И вообще самоизоляция оказалась отличным поводом для пробы себя в новом амплуа. Музыковед Василина Сыпченко, которую слушатели Филармонии привыкли видеть в роли ведущей концертов, исполнила песню вместе с ребятами.

С «Песенки по кругу» стартовал проект Филармонии «Музицируемдома», к которому присоединились артисты оркестра.


ДЕРЖИМ РИТМ!

В апреле Томская филармония перешла на работу в режиме онлайн. Для концертно-камерного отдела это была творческая перезагрузка во всех смыслах.

- Во-первых, концерты в прямом эфире для всех нас новый формат, который мы вынуждены были освоить. Причем в очень короткое время. Во-вторых, изменился ритм работы концертно-камерного отдела, - перечисляет Василина Сыпченко. – Солисты много выступают с выездными концертами. Обычно это несколько готовых программ, которые мы представляем на разных площадках города и области: в школах, детских садах, домах отдыха, сельских ДК... Конечно, есть концерты на сцене Органного и Камерного залов Филармонии, подготовка к которым идет параллельно. С началом эпидемии не стало выездных мероприятий. Но появилось большое количество онлайн-концертов. Артисты готовили по две программы в неделю. Причем, программы оригинальные – вокальные и музыкальные номера повторяться не должны.

Принимать предлагаемые обстоятельства и гармонично в них существовать, артисты умеют как никто другой. Вариант как взять предложенный темп, чтобы вовремя выдавать концерты в эфир, нашелся. В условиях жесткого цейтнота и ограничений, связанных с работой учреждения во время эпидемии, разучивать по 10-12 новых номеров в неделю проблематично. А по одному-два – запросто. Так родилась идея «комбинированных» программ: номера из репертуара солистов, которые давно не исполнялись на сценах Филармонии, и несколько «новинок».

- Творческий период, который мы сейчас проживаем, необычный, непривычный, в чём-то странный. Но очень интересный и плодотворный, - делится ощущениями вокалистка Юлия Шинкевич. – Появилась возможность исполнить произведения, которые мы давно мечтали исполнить, но в силу разных причин не получалось. Была, например, любопытная программа «Что еще неизвестно об опере?», которая объединила малоизвестные и редко звучащие арии. Я с большим удовольствием спела арию Герды из оперы Баневича. Исполняла ее всего пару раз – во время учебы и несколько лет назад на концерте в Органном зале, посвященном сказке «Снежная королева». Опера Баневича не входит в топ-10 мировых опер, которые знают все. Но это потрясающе красивое произведение, с которым мы хотели познакомить наших слушателей.


ТАКАЯ ВОТ ВЕСЕЛАЯ АКАДЕМИЯ

Перезагрузка по определению стрессовая ситуация. Интенсивный график репетиций и выступлений не стал такой уж встряской для солистов. Они же любимым делом занимаются, а не «работу работают». Определённый дискомфорт вызвал, разве что, сам формат онлайн-концертов.

- Когда твои слушатели находятся по ту сторону экрана, это очень непривычно, - признается вокалист Евгений Штейнмиллер. - Не хватает живой энергетики зрительного зала. Не только в плане эмоциональной отдачи от слушателей, которой нет. Акустика пустого зала влияет на то, как ты звучишь. Она требует от исполнителя немного другой «подстройки». Но в любом случае онлайн-концерты – интересный и полезный опыт, который, я уверен, еще не раз пригодится каждому из нас.

Отдельным номером идут детские проекты концертно-камерного отдела.

- Когда стало понятно, что летние лагеря и детские площадки в этом году вряд ли будут работать, мы решили подготовить музыкальные проекты для всей семьи, - рассказывает Василина Сыпченко. – Мария Блажевич и Дмитрий Ушаков придумали серию интерактивных программ «Инстаграм дядюшки Органа». Музыковед Вера Сергеевна Тимофеева организовала «Веселую музыкальную академию для детей и взрослых». Это увлекательные рассказы с подробностями музыкальной грамоты, истории музыки и инструментов, рассказы о композиторах и музыкальны жанрах.

Еще один проект – «Песни детства учим вместе», автором и ведущей которого стала Василина Сыпченко, дал возможность тем, кто любит и хочет петь, почувствовать себя настоящими артистами. Вместе с вокалистами Филармонии ребята разучивали песни композиторов Евгения Крылатова, Алексея Рыбникова, Максима Дунаевского, Владимира Шаинского из известных советских мультфильмов, записывали себя на видео и отправляли нам. Победители выйдут на сцену вместе с солистами на специальном концерте. Он пройдет после того, как будут разрешены массовые мероприятия.

Это лишь один из концертов, которые концертно-камерный отдел представит в новом творческом сезоне. Надеемся, что представит уже в режиме офлайн.

Текст: Елена ШТОПОЛЬ