bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Кассовый зал стал художественным пространством


02.jpg  04.jpg

Кассовый зал Томской филармонии стал художественным пространством


Преображению центральных касс Томской филармонии способствовали ремонт и два живописных полотна, что расположились в углу, с левой стороны от входа. На одном изображен Томский симфонический оркестр, который играет в Органном зале, на другом – гастроли артистов-участников фестиваля «Северное сияние» в районах области. Обе картины кисти одного автора Клары Филипповны Власовой.

В истории этих полотен много белых пятен. Достоверно известно, что написаны картины по заказу Томского обкома партии специально для Всероссийской выставки «Томская земля – преображенный край», которая проходила в Томске в 1983 году. И обе были представлены в экспозиции в залах Томского областного художественного музея. Более того, упоминаются в каталоге, выпущенном к открытию выставки, а холст «Томский симфонический оркестр» воспроизведен на странице 47.

Эти важные сведения, как и информацию о художнике, которая оказалась выпускницей Московского художественного института им. В.И. Сурикова (1944-1950), заслуженным художником России и народным художником Дагестана, личностью очень интересной, мы получили от искусствоведа Томского художественного музея Татьяны Микуцкой. К ней обратились для экспертизы картин, после того, как они были обнаружены в одном из подсобных помещений Большого концертного зала.

Оставалось выяснить, как и когда они появились в Томской филармонии? На этот вопрос не взялись ответить даже ветераны оркестра – народный артист России Сергей Александрович Зеленкин и инспектор оркестра Екатерина Иннокентьевна Лаптева. Хотя себя на одной из картин узнали.

– Хотя удивительно, что арфу художница поместила справа от зрителей. Так я сидела, когда только пришла работать в оркестр, в 1973-м году, - заметила Екатерина Иннокентьевна, - но потом пересадили к левому порталу сцены. Сначала я сидела за первыми скрипками, потом за вторыми, а теперь – за валторнами. Но иногда, когда места на сцене не хватало, то я пересаживалась на правую сторону. В ту пору Органный зал называли Малым, хотя Большой еще только строился, его сдали в 1986 году.

– Я был уже концертмейстером оркестра, но еще не заслуженным артистом, - улыбается Сергей Александрович. – А вот солирует Виталий Васильевич Максимов, мой друг, замечательный виолончелист. И если он солирует, то значит играли Концерт для виолончели с оркестром. Другой вопрос: чей Концерт?

Ответ подсказал архив филармонии: в 1983-м году (именно этот год был указан на обратной стороне холста) заслуженный артист России Виталий Максимов исполнил соло в Концерте для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна. К слову, это произведение он впервые играл на дипломном экзамене.

Среди коллег-оркестрантов узнали концертмейстера вторых скрипок Владимира Васильевича Милютина, и его жену, тоже скрипачку Тамару Егоровну, а вот по поводу дирижера возникли сомнения.

– Быть может, это Борис Викторович Бабенко, главный дирижер и заслуженный артист РСФСР, - предположила Екатерина Иннокентьевна. – Он был высоким, худощавым. Как и маэстро на картине. Но в те годы с оркестром работал и Константин Александрович Царев. Он, как правило, дирижировал сочинениями современных композиторов.

Еще больше загадок таит в себе картина «Фестиваль искусств «Северное сияние». Хотя сюжет жанровой многофигурной композиции на фоне летнего пейзажа с рекой – просто до необычайности. На первом и втором планах сидят зрители тесными рядами, справа – крытая сцена с выступающими артистами в русских национальных костюмах.

Первое предположение, что выступали «Сибирские узоры», забраковали по двум причинам. Во-первых, состав ансамбля на картине больше, чем филармонический коллектив, во-вторых, солистки тогда у «Сибирских узоров» не было, да и не назывались они так, название появилось гораздо позже. О портретном сходстве говорить не приходится – все фигуры даны общим планом.

И все-таки художница неслучайно на обратной стороне холста подписала «Участие артистов Томской филармонии в фестивале искусств». Потому что филармония имела самое непосредственное отношение к фестивалю искусств «Северное сияние». Как рассказывал Александр Иванович Жеравин, работавший директором филармонии с 1969 по 1974-й год, музыканты первыми на теплоходах отправились в северные районы Томской области. Произошло это в 1966 году. В тот год к артистам филармонии присоединились известные артисты кино – Марина Ладынина и Кларо Лучко и Ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа.

– На следующий год построили 36 летних эстрад в области, чтобы принимать артистов, участников «Северного сияния», - рассказывает Александр Жеравин. – Сначала фестиваль был областным, а в 1980-м стал всесоюзным. И каждое лето до середины 90-х годов жителям поселков нефтяников и газовиков, геологов и лесозаготовителей теплоходы доставляли артистов. В фестивале принимали участие не только творческие коллективы филармонии, но и Хор имени Пятницкого, Хоровая капелла Юрлова, и ансамбль танца Игоря Моисеева, и народные артисты СССР Артур Эйзен и Белла Руденко, многие другие… Всех не перечислишь.

Но кто принимал участие в XVII фестивале искусств «Северное сияние», а именно эта перетяга украшает летнюю эстраду на картине – сказать пока невозможно. Да и лето ли 1983 года изображено на картине? Смущает и дата, на оборотной стороне холста – 1972-1973 г. Эта дата противоречит порядковому числу фестиваля. Поэтому возник вопрос: писала ли Клара Власова свою картину с натуры или по фотографии?

- В советское время была такая практика: когда московские художники получали заказы на создание картин определенной тематики, но далеко не все выезжали на места. Иногда их консультировали местные специалисты, - комментирует Татьяна Микуцкая. – Возможно, Клара Филипповна и приезжала. Она любила путешествовать. В ее официальной биографии наряду со Средней Азией, Дагестаном упоминается и Сибирь, где она бывала в творческих командировках. Но документами, что художница приезжала летом 1983 года в Томск, мы не располагаем.

Важен другой факт – обе картины имеют художественную ценность, и теперь они выставлены для обозрения. Более того, каждый, кто придет в центральный кассовой зал Томской филармонии, может не только увидеть живописные полотна, но и сфотографироваться на их фоне.

Тест: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК