bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Блиц-опрос
blitz_web.jpg

Время, которое образовалось у всех нас в период самоизоляции – отличный повод познакомиться поближе. «Город должен знать своих героев (читай – музыкантов) в лицо!», - решили мы. И предложили артистам блиц-опрос. На берегу договорились: уж очень серьёзно относиться к этому опроснику не нужно. Ответы с юмором в нынешнее невеселое время даже приветствуются.

Что из этого получилось: в нашем материале.

bo_01.jpg  bo_02.jpg

bo_03.jpg  bo_04.jpg

КОРОЛЬ, очень приятно! Как, и вы тоже – король?..

«Ваши ассоциации со словом скрипка/контрабас/валторна/название инструмента...»

Тут, как говорится, море вариантов. Ассоциации – история индивидуальная. Но все они – про отношения музыканта к инструменту и с инструментом.

Трубу Алексей Шелест назвал Глашатаем Истины, который напоминает о прошлом, возвещает о будущем и провозглашает настоящее. Домра-альт у солиста ансамбля «Сибирские узоры» Максима Алдохина ассоциируется со скоморохами. Валторна вызывает «звуковые» ассоциации: в голове сразу начинает звучать соло валторны из симфонии № 5 Чайковского и Концерт для валторны с оркестром № 1 Штрауса. Орган – космос, альт – брат, контрабас – основа, скрипка-душа... Звание «душевного» инструмента со скрипкой разделила ещё балалайка.

«Королевского» титула удостоились сразу три инструмента: орган, рояль и виолончель. Что, впрочем, вполне объяснимо. Рояль в переводе с французского означает «королевский». Орган давно и основательно закрепил за собой звание короля музыкальных инструментов за огромные размеры и широкий диапазон звучания. А вот звания королевы, по мнению Антона Юрченко, заслуживает виолончель: «Это богатейший по краскам, по тембру, по выразительности инструмент».


АТМОСФЕРА домашняя, энергетически наполненная

«Репетиция или концерт...»

Тут предпочтения разделились примерно поровну.

Репетицию отмечали за возможность выбрать лучшие краски. За любовь к самому процессу работы. За уютную обстановку, приближенную к домашней. Самая юморная версия - за возможность сидеть как хочешь и болтать.

Концерт – потому что быстро, энергетически наполнено и без повторения. Потому что только во время концерта идет обмен энергией между зрителями и исполнителем. Потому что там всего одна возможность актуализировать свои замыслы.

А если подытоживать, то музыканты любят свое дело. Во всех фазах, стадиях и проявлениях. Как точно подметил концертмейстер оркестра Семён Промое: «Репетиции - это как наша жизнь: со своей повседневностью, своими темпами, распланированной работой, задачами, этапами. Концерты - как те цели в жизни, к которым мы стремимся, редкие счастливые мгновения, ради которых мы столько трудимся. Если хорошо поработал - концерт доставит много удовольствия и тебе и слушателю».

bo_05.jpg  bo_06.jpg

bo_07.jpg  bo_08.jpg

Как на СВИДАНИЕ сходил!

«Чаще всего я ухожу со сцены с мыслью/чувством...»

Палитра эмоций после выступления оказалась богатой. От ощущения полнейшей эйфории до желания съесть жареного слона, и побыстрее. А что? За репетиционный период и концерт музыканты могут терять несколько килограмм. И это не шутки!

Еще музыканты говорили про чувство, что не зря живешь на свете. Про чувство усталости и удовлетворения, если всё получилось, дирижёр и оркестр были на одной волне. Некоторые уходят со сцены с мыслями: «А я бы еще поиграл!» и «...можно было бы лучше».

Вадим Немерещенко из «Сибирских узоров» сравнил ощущения после концерта с первым свиданием.

Концертмейстер группы валторн Захар Никифоров рассказал про «чувство выжатого, но предварительно замоченного, а потом запеченного лимона». Но тут же прилетает вдохновляющая мысль: «Когда следующая репетиция?». И с этим солидарны все без исключения музыканты оркестра!


Бетховен В МОЕЙ ГОЛОВЕ. И Чайковский тоже. И Паганини иногда...

«В моей голове чаще всего звучит музыка...»

Вот в этом вопросе – абсолютное единодушие. В голове музыкантов звучит музыка с сегодняшней репетиции или концерта.

Впрочем, есть варианты. В голове художественного руководителя ансамбля «Сибирские узоры» Николая Кузнецова частенько звучат песни, на которые натолкнули вывески, надписи, слова и мелодии, за которые случайно зацепился глаз и слух. В голове Дмитрия Ушакова – всякая музыка: «Часто что-то услышу краем уха – и привязывается». Концертмейстер группы виолончелей Евгения Никифорова честно призналась: «Из головы музыку искореняю, иначе получается передозировка. Иногда пристает мелодия из текущего репертуара. Тогда страшное дело - спать не даёт».

bo_09.jpg  bo_10.jpg

bo_11.jpg  bo_12.jpg

АЙСБЕРГ, да и только!

«Жизнь в оркестре похожа...»

Любопытно, что сразу несколько человек выдали мгновенное сравнение: «Жизнь в оркестре как муравейник!». Но муравейник с вариациями. Тот, в котором «все идут стройными рядами в заданном направлении. Стоит одному отклониться и … А, ничего! Остальные подтолкнут в нужную сторону». Тот, где «каждый в своих заботах, но вместе поднимаем неподъемное». Тот, где «рабочие» муравьи тащат бревно, в 4 раза превышающее его вес». Еще была версия, что жизнь в оркестре похожа на муравейник и часы одновременно: со стороны кажется - суета и беспорядок, а на деле - очень дорогие швейцарские часы.

Второе по популярности сравнение - с жизнью, во всех ее проявлениях. И с организмом, где всё и все взаимосвязаны.

Еще по некоторым версиям жизнь в оркестре похожа на сериал, чаще комедийный. На студенческую аудиторию, где каждый много знает и умеет. А если программа подготовлена хорошо и концерт прошел достойно, чувствует себе вдвойне знающим и умеющим. На работу, на которую надо приходить и работать. На айсберг, подводную часть которого невозможно увидеть во время концерта из зрительного зала.


А вас, Бах, я попрошу ОСТАТЬСЯ!

«Если бы представилась возможность поболтать с композитором, это был бы....»

С абсолютным преимуществом победил Иоганн Себастьян Бах. Поводов для задушевной беседы с выдающимся композитором очень много. Это желание лично выразить Баху своё восхищение его музыкой, которая как Космос. Задать давно мучивший вопрос: как можно так гениально объединять простоту и сложность? Поинтересоваться, как он, имея огромную семью (20 детей!) и многочисленные служебные обязанности, успевал сочинять с необыкновенной скоростью столько музыки, да еще такой гениальной. Попросить написать пару произведений для балалайки. Обсудить медленные части его клавирных концертов, в частности - концерта ре-минор. Наконец-то выяснить, всё же он ли написал Токкату и фугу ре минор или нет?

А еще Семён Промое, будь возможность встретиться с композитором прошлого, обратился бы к Россини с просьбой написать концерт для скрипки с оркестром. Альтист Андрей Чудаков помолчал бы с Брамсом. Скрипачка Марина Рябова послушала бы, как играет Рахманинов. Валторнист Роман Муров с удовольствием и большим интересом поболтал бы за жизнь с Моцартом. Виолончелист Анатолий Воронцов – аналогично, но с Шостаковичем. Контрабасист Рустам Салманханов задал бы один-единственный вопрос Малеру: на кой черт он написал соло для контрабаса в первой симфонии? Кларнетист Евгений Лукьянчук выбрал бы в собеседники Чайковского. Но сам бы говорил мало – больше слушал. Алёна Юрченко поблагодарила бы Альфредо Пиатти за написанные им 12 каприсов для виолончели. А Антон Юрченко спросил бы у Яна Сибелиуса, почему же он не написал концерт для виолончели?

bo_13.jpg  bo_16.jpg

bo_14.jpg  bo_15.jpg

ПРАЗДНИК, который всегда с тобой

«Каждый человек должен хотя бы раз побывать на концерте симфонического оркестра...»

Причин прикоснуться к прекрасному, по мнению музыкантов, множество. Вот лишь несколько из них:

- только на концерте симфонического оркестра можно услышать и почувствовать всю уникальность звучания музыкальных инструментов;

- как минимум, из любопытства;

- каждый человек совсем НЕ ДОЛЖЕН побывать на концерте симфонического оркестра. Но если вдруг у человека выдастся такая возможность, он откроет для себя ещё один удивительный способ для услады своих слуховых рецепторов;

- потому что это всегда Праздник. А если человек пришёл первый раз в любом возрасте на концерт, то это новые ощущения и эмоции;

- для эмоционального воспитания хотя бы;

- ...а вдруг понравится?

- чтобы понять, что музыка делает жизнь лучше, а симфонический оркестр - это просто здорово!

И, знаете, с этим трудно поспорить!


Текст: Елена ШТОПОЛЬ