bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Пасторальное настроение великих
pastoral web

В памяти томских слушателей еще свежа серия концертов абонемента «Планета Бетховен», в рамках которого Томский академический симфонический оркестр исполнил все симфонии великого немецкого композитора, в том числе и «Пасторальную симфонию». Новое прочтение известного классического произведения предлагает художественный руководитель и главный дирижер оркестра Михаил Грановский.

- В юбилейный для Бетховена год мы хотели исполнить значимые его сочинения. Предыдущий сезон планировали завершить Пятой, а новый открыть Шестой – «Пасторальной». Но пандемия сократила наши планы.

Концепция концерта, по словам маэстро, заключается в том, что симфония, в которой Бетховен воспевает великую силу природу и радость жизни, прозвучит в окружении произведений, хотя и разных по стилю, но объединённых любовью к пасторали. Это музыка К. Дебюсси и А. Онеггера – «Послеполуденный отдых Фавна» и «Летняя пастораль».

- Михаил Григорьевич, меньше всего Вас можно было «заподозрить» в желании сыграть умиротворенного Бетховена.

- «Пасторальная» симфония – самая романтическая из всех симфоний Бетховена, и не только в силу программности всех ее пяти частей. Известно, что Бетховен любил гулять и созерцать природу в предместьях Вены, а весной до осени уезжать в сельскую местность. Для него природа была и вдохновением в творчестве, и отдохновением от городской жизни. Сама музыка симфонии искрится любовью композитора к сельской народной жизни, к красоте природы, это своего рода гимн природе и единению с ней человека. А в финале ощущается благодарение Всевышнему за избавление от бури.

- «Летняя пастораль» в контексте даты исполнения тоже воспринимается как программное сочинение. Тем более ему предпослан эпиграф. Композитор процитировал Артюра Рембо: «Я поцеловал летнюю зарю».

- Да, Онеггер по-своему воспел природу. Проведший детство и юность в Швейцарии, он любуется утренним рассветом в горной деревушке Венген в Альпах. Но что интересно, композитор описывал «Летнюю пастораль», своё первое серьезное симфоническое произведение (хоть и для камерного оркестра), как прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси. Поэтому соседство этих двух сочинений в нашей программе не случайно.

- «Послеполуденный отдых Фавна» относят к знаковым произведениям импрессионизма. И это сочинение Клода Дебюсси оркестр играл не раз.

- А я впервые с Томским оркестром его исполню. Счастье для меня – исполнять эту чувственную, тончайшую, полную эротики музыку, в которой мифологический сюжет стихотворения Стефана Малларме предстаёт в таком упоительном и поэтическом звучании оркестра, когда текст стиха становятся вторичным, а музыка, не отпуская, будоражит воображение и фантазию слушателя.

- А какие точки соприкосновения у «Легенды» Венявского и «Пасторальной» Бетховена?

- Зарождающийся романтизм Бетховена и романтическое мироощущение Генрика Венявского роднят, в какой-то степени, эти два сочинения. К слову, «Легенда» стала в чём-то роковым для польского композитора. Исполнение только что написанной поэтичной «Легенды» склонило отца невесты Венявского, английского лорда, дать согласие на брак с ним его дочери. Но первая и третья часть сочинения - это грустная музыка. Так случилось, что в течение всей дальнейшей своей жизни композитор вынужден был зарабатывать концертами, выплачивая большие страховые взносы, на которые его обрекла семья жены. Здоровье его сильно пошатнулось, и после концерта в Москве он попал в больницу, после которой его приютила Надежда Филаретовна фон Мекк (меценат и друг П.И. Чайковского). Вскоре композитор умер у неё в доме, а на его похоронах близ Варшавы исполнялась именно эта «Легенда». Сольную партию скрипки в этом сочинении польского композитора исполнит концертмейстер оркестра Семен Промое.

Сегодня, когда лето подходит к концу, пасторальное настроение, уверен, будет звучать в унисон с любителями музыки, слушающими наш концерт.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.