bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Валерий Гергиев вернул живой звук в Томск
gerg_23.jpg

gerg_22.jpg

gerg_14.jpg

Валерий Гергиев вернул живой звук в Томск

Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в поддержку медицинских работников, борющимся с COVID-19.


Небесная палитра в четверг, 27 августа, по удивительному совпадению почти соответствовала меняющемуся характеру Второй симфонии Сергея Рахманинова, которой Симфонический оркестр Мариинского театра завершал программу своего выступления в Томске.

Сдержанно-суровый мотив начала был похож на утреннее серое небо, которое вызывало тревогу у организаторов концерта. Тревога оказалась не напрасной – полуденный дождь, созвучный напряжению второй части, перечеркнул планы провести концерт на открытой площадке на Набережной Ушайки. Просветление в третьей части и яркий, ликующий финал можно сравнить с вернувшимся солнцем и отличным настроением людей, которые пришли послушать концерт на новую Набережную Ушайки. Прилив радостных чувств испытали все. И пусть многие ждали живой звук, потому что соскучились по живой музыке. Однако ощущение причастности, когда музыканты играют для тебя совсем близко, сделали свое дело. Зрители, прогуливаясь по Набережной в этот солнечный вечер, испытали радость...

Это был первый живой концерт с начала пандемии. Зрителей в зале было всего 200 человек. Ими стали врачи томских больниц, которые боролись и продолжают борьбу с новой коронавирусной инфекцией, парализовавшей весь мир. Они разместились в креслах в «шахматном» порядке. Врачи не снимали масок. На входе у всех гостей измеряли температуру. Доктора как никто другой знают о правилах безопасности, потому даже мысли о сложностях «на контроле» не возникало.

В карантине, еще не отмененном в Томске окончательно, маэстро Гергиев пробил значительную брешь.

Желающих услышать и увидеть игру прославленного и выдающегося коллектива было, естественно, значительно больше. Аншлаг на Набережной Ушайки около светодиодных экранов – свидетельство того, что народ соскучился по привычным концертам.

Экраны, как и было обещано, транслировали выступление, проходившее на сцене Большого концертного зала. Валерий Гергиев начал с Паваны на смерть инфанты Мориса Равеля. Если не знать, что молодой Равель писал сочинение не в память какого-то конкретного лица, а просто поддавшись ностальгическому настроению по ушедшему в прошлое танцу, то можно было в контексте нынешней пандемии счесть его своеобразным посвящением жертвам коронавируса. Медленный темп и торжественность звучания заставляли думать не столько об испанской принцессе, сколько о бренности бытия.

Зато второе произведение – Четвертая (Итальянская) симфония Феликса Мендельсона довольно быстро стерла с лиц слушателей печальный вид и заставила пофантазировать, а кого-то, может быть, и повспоминать красивейшие итальянские пейзажи. А кого-то вспомнить о пандемии, точнее о закрытых границах, о невозможности, как раньше путешествовать свободно и без опасений. Отсутствие свободы в передвижении, как и отсутствие живых концертов, ощущается многими, как нарушение нормальной и привычной жизни.

Исполненное на бис скерцо из «Сна в летнюю ночь» того же композитора восстановило баланс эмоций и заставило ощутить радость бытия! Да и сама блестящая игра оркестра доставила немало удовольствия. К тому же, такую программу Симфонический оркестр Мариинского театра раньше не привозил в Томск.

Нам не дано знать, чем руководствовался Валерий Гергиев, выбрав эти сочинения, но должны признать, что каждое оказалось созвучным сегодняшнему дню и настроению публики. Видимо, потому его и именуют гением! Хотя нынешнее выступление оркестра Мариинского театра проходило в рамках Пасхального фестиваля – его ждали в апреле, перед Пасхой, а оно случилось в конце августа, в День успения Богородицы. Поэтому колокольный звон стал незапланированным аккомпанементом уличной трансляции концерта.

- Это великолепный подарок всем медицинским работникам, которые успешно борются с эпидемией и побеждают ее. Благодаря труду тысяч людей, в наш регион возвращается нормальная жизнь. И это здорово, что нормальная жизнь возвращается под такую прекрасную музыку! – в словах губернатора Сергея Жвачкина не только благодарность медикам и музыкантам. Это фактическое признание того, что норма: это живые концерты, это жизнь, в которой есть место классической музыке.

В свою очередь Валерий Гергиев рассказал, что вчера вместе с шестьюдесятью музыкантами он был в Кемерове, позавчера в Челябинске, до этого были еще 16 регионов России, а из Томска оркестр летит во Владивосток.

– Казалось бы, в такие непростые, рискованные времена можно было бы обойтись и без музыки, но эти необычные времена бросают нам вызов, дают возможность выступить в совершенно неожиданных местах, например, в усадьбе Толстого, – сказал маэстро. – Томск обзавелся замечательной площадкой для летних концертов здесь, совсем рядом, мы планировали выступить там. Но солнышко выглянуло только в последние 20 минут, мы не успели бы перебраться. Но теперь у нас двойная причина, чтобы вернуться в Томск и сыграть там!

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК, а также снимки, предоставленные пресс-службой Мариинского театра

gerg_02.jpg  gerg_01.jpg

gerg_04.jpg  gerg_03.jpg

gerg_05.jpg  gerg_06.jpg

gerg_07.jpg  gerg_08.jpg

gerg_24.jpg  gerg_25.jpg

gerg_09.jpg

gerg_10.jpg

gerg_11.jpg

gerg_12.jpg

gerg_15.jpg

gerg_16.jpg

gerg_17.jpg

gerg_18.jpg

gerg_19.jpg

gerg_20.jpg

gerg_21.jpg