bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Работаем как саперы. И немного как снайперы»
реп 5

В чем-то всё это напоминает привычную жизнь. Часа за полтора до начала концерта артисты начинают подтягиваться в Органный зал. Приводят в порядок концертные костюмы, распеваются, садятся за инструмент, чтобы «размять пальцы». Одним словом, заряжаются на выход на сцену.

За час до начала за кулисами наступает оживление. Идет настройка звука, света. И даже фраза «Господа, не забудьте выключить сотовые телефоны!» звучит в обязательном порядке. Правда, не через динамики и не для собравшихся в зале слушателей. Про тишину за кулисами, которая во время прямого эфира должна быть идеальной, напоминают друг другу те, кто этот прямой эфир обеспечивают. Фраза, впрочем, дежурная и произносится, скорее, по привычке. За пять месяцев жизни в режиме онлайн проведение концертов в формате прямого эфира отработано до автоматизма.

реп 1

реп 2

Внимание! Идет съемка!

На время карантина Органный зал Филармонии сменил амплуа. Теперь это не только концертная, но и съемочная площадка. Именно здесь проходит запись основной части онлайн-концертов. В полной боевой готовности два мощных прожектора, несколько видеокамер, десяток микрофонов, за кулисами - звуковой и видеопульты, два компьютера. А также специалисты, отвечающие за проведение прямого эфира.

- Не скажу, что сейчас мы решаем принципиально новые для себя задачи. Два года назад Филармония в рамках Всероссийского виртуального концертного зала начала онлайн-трансляции своих концертов для жителей районов Томской области. Опыт наработан, и не малый, - комментирует режиссер виртуальных трансляций Дмитрий Ушаков. – Но определенные нюансы у «живого» концерта, который играется на публику и параллельно транслируется, и у концерта, который идет исключительно на камеру, всё же есть.

Прямой эфир обеспечивают пять человек: видеооператоры Игорь Цвигун и Игорь Волк, звукорежиссёр Андрей Старостин, режиссер трансляции Дмитрий Ушаков и системный администратор Александр Овсянников, который отвечает за бесперебойную интернет-связь и следит за работой онлайн-сервисов, а во время концертов «Орган LIVE» садится за режиссерский пульт.

Лови ракурс!

В распоряжении видеооператоров четыре камеры. Две из них – для общего и среднего планов - работают стационарно. Кадр выстраивается предварительно и вовремя концерта не меняется. Другие две камеры нужны для среднего (но уже меняющегося) и крупного планов. С ними операторы работают во время концерта.

- Есть уже сложившиеся правила съемки. Например, если на сцене пианисты – одна из камер направлена на руки музыканты. Летящие по клавишам пальцы пианиста – отдельное зрелище, которое стоит увидеть, - рассказывает видеооператор Игорь Цвигун. - Если в прямом эфире работает органист, в фокусе не только его руки, но и ноги. К слову, некоторые зрители писали, что онлайн-концерты сделали для них открытие. Оказывается, не все знают, что у органа есть педали и на нем играют в том числе ногами. Отдельная камера работает на ведущего концерта. Как правило это общий план. С вокалистами чуть сложнее.

Точку съемки мы обговариваем заранее. Но ведь артист не может стоять по струнке ровно всё выступление. Во время их номеров нужно особенно внимательно работать над ракурсом. А вообще концерт – довольно статичная история по сравнению с тем же клипом. Так что четырех планов – общего, крупного и двух средних – вполне достаточно.

Картинку в эфир выдает режиссер. По большому счету зрители видят онлайн-концерт его глазами. На экране монитора перед режиссером все четыре плана. А также сообщения из чата, если это концерт с обратной связью. Именно режиссер оценивает какая картинка в данный конкретный момент наиболее выразительная. Она и появляется на экране для зрителей прямого эфира. Параллельно режиссер дает указания операторам, куда и как направить камеру, чтобы поймать наиболее удачный ракурс. Он-то, в отличие от остальных участников процесса, видит всю картинку целиком.

реп 3

реп 4

Бьём в точку!

- Работаем с точностью киллера!

Так шутят между собой артисты Филармонии по поводу онлайн-концертов. Выступления в режиме прямых трансляций требуют отдельной настройки. Или, точнее сказать, пристройки. Какой бы пафосной ни казалась фраза про «живую энергию живого зала», но это не просто слова. Работа на воображаемого зрителя требует, как минимум, большего артистизма. А также, по признанию солистов, большей эмоциональной и энергетической отдачи.

- Когда выступаешь на публику, в зале и на сцене возникает единое эмоциональное пространство. Чувствуя отдачу от зрителей, появляется желание передать красоту исполняемого произведения, приходит кураж, соответствующий эмоциональный настрой, - делится ощущениями вокалистка Екатерина Клеменс. – На «живых» концертах ты просто поёшь и почти не думаешь об актерской части существования на сцене. Всё происходит естественно. Во время онлайн-концерта ты постоянно держишь в голове, что находишься под прицелом камеры. Она диктует твое поведение на сцене, которое теперь ограничено кадром. Во время первых наших трансляций работа на камеру сковывала в проявлении свободы эмоций, жестов, было сложно «поймать кураж», эмоционально раскрыться. Но всё приходит с опытом.

Аналогичные ощущения от онлайн-концертов у органиста Дмитрия Ушакова:

- Когда в зале есть публика, многие моменты выступления сглаживаются. В восприятии людей не картинка, а концертная ситуация. Во время прямого эфира ощущаешь себя как сапер, который может ошибиться только один раз и навсегда. Когда камера берет тебя крупным планом, ты как тот голый король, никуда не денешься. Должен действовать как снайпер – бить в точку. Промах не допустим.

- У нас, вокалистов, похожая ситуация, - подхватывает Евгений Штейнмиллер. – Выход на сцену всегда ответственное мероприятие, к которому ты должен быть готов на все сто процентов. Во время онлайн-концертов – ответственное вдвойне. Энергетика и акустика живого зала может скрыть в восприятии слушателя какие-то вокальные огрехи исполнителя. В пустом зале звук «сухой», всё слышно. И гарнитура, с которой мы работаем, предъявляет жёсткие требования к тебе как к исполнителю. Она позволяет писать звук более качественно. Но и всё обостряет. Это стимулирует тебя еще больше, еще ответственное работать над подготовкой программы и над своим исполнительским мастерством.

И есть еще одна особенность у концертов в онлайн-формате. После живых выступлений, признается вокалистка Юлия Шинкевич, есть ощущение полета и большой радости. После онлайн-концертов чаще всего пустота. Даже если понимаешь, что всё прошло отлично и программа исполнена на достойном уровне.

Все без исключения артисты Филармонии с нетерпением ждут возобновления концертов в режиме офлайн. Хоть и освоили онлайн-формат, который уже давно стал прозой жизни. Но только живые встречи со слушателями делают артистов по-настоящему счастливыми.


Фото: Игорь ВОЛК