bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ТАЛАНТОВ
mclass_02.jpg

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ТАЛАНТОВ
Мастер-классы для юных дарований Томска и области провели педагоги благотворительного фонда «Новые имена»

Благотворительный фонд «Новые имена» всегда начинает из «затакта» - немного раньше, чем открывается сам фестиваль «Денис Мацуев и друзья». Синкопированный ритм мастер-классов связывает их не только с гала-концертом юных дарований или с последним концертом фестиваля, который проходит в ритмах джаза, но и с главной идеей фестиваля.

Идея эта на первый взгляд простая – помочь друзьям встретиться с своей публикой. Но это только на первый, а на второй и на третий – совсем не просто так организовать работу Фонда по отбору перспективных детей, так задать импульс для творчества и указать направление, чтобы уже в школьные годы юный музыкант увидел перспективу занятий искусством музыки, чтобы не сошел с этого трудного, но благородного пути. Когда-то в роли такого направляющего ангела в сибирском городе Иркутске появилась Иветта Николаевна Воронова и дала шанс Денису Мацуеву стать тем, кем он является сегодня – пианистом с мировым именем.

Теперь сам Денис Мацуев, будучи президентом фонда «Новые имена», дает шанс начинающим музыкантам начать свою творческую биографию с яркой страницы – со вступления в большую музыкальную семью «Новых имен». Как показывает опыт, а убедительнее всего – судьбы стипендиатов, стипендия фонда – это путь на большую сцену.

Но начинается он с мастер-классов. С работы приглашенных педагогов столичных вузов, опыт которых позволяет оценить степень зрелости и мастерства будущего музыканта. В этом году с 16-ю томскими учащимися музыкальных школ и школ искусств, а также со студентами музыкального колледжа имени Эдисона Денисова работали Елена Владимировна Березкина, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель по классу специального фортепиано Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) им. Гнесиных и Ольга Юрьевна Ивушейкова, доцент Московской государственной консерватория им. П.И. Чайковского.


mclass_03.jpg

ДЛИННОЕ ДЫХАНИЕ ФЛЕЙТЫ


... Минут за 20 до начала мероприятия Арина Непряхина приходит на место встречи (читай – в Камерный зал Филармонии). Бережно достает инструмент, меняет уличную обувь на концертные туфельки, поправляет наряд.

Это у артистов в крови – к выходу на сцену нужно подготовиться. Даже если речь не про концерт. Впрочем, нынешнее мероприятие – конкурсный отбор на соискание стипендии фонда «Новые имена» и предшествующий ему мастер-класс от ведущих педагогов страны – не менее ответственное.

Конкретно сейчас, в Камерном зале, тонкостями игры на флейте с юными музыкантами готова делиться Ольга Ивушейкова, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Но прежде – выступление начинающих флейтистов с программой, которую они планируют представить на конкурсном прослушивании. В случае Арины – это Соната ми минор Д. Платти, «Тарантелла» Андерсена, «Адажио» Альбиони. Программа достаточно серьезная. Настрой у двенадцатилетней флейтистки соответствующий. Как по поводу предстоящего конкурсного отбора, так и в плане музыки как таковой.

Три года Арина осваивает игру на поперечной флейте. За это время она успела войти во вкус исполнительской деятельности, ощутить радость первых побед – в феврале заняла третье место на престижном Международном фестивале-конкурсе молодых исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструмента имени Ю.Н. Должикова. Успех окрылил и помог принять твердое решение – музыка станет ее профессией. Объяснять об уникальных возможностях, которые возникают на этом пути в связи с проектом фонда «Новые имена», Арине и другим юным музыкантам не нужно.

- Работа, которую проводит фонд «Новые имена», здорово стимулирует ребят. Возможность поучаствовать в таком большом мероприятии, постоять на одной сцене с маэстро, получить советы от столичных педагогов, сложно переоценить. Особенно интересно наблюдать за детьми, получившими стипендию в прошлом году. За тем как они растут в исполнительском плане, насколько ответственнее начинают относиться к своим занятиям, - рассказывает педагог Арины Непряхиной, преподаватель по классу флейты ДМШ № 4 города Томска Надежда Стурова. – Мои ребята каждый год участвуют в мастер-классах и конкурсном прослушивании фонда. Даже если не случится победа, это как минимум проба своих сил, возможностей и полезный опыт.

Мастер-класс в рамках проекта фонда «Новые имена» - это всегда индивидуальная работа с каждым ребенком. После выступления Арины на сцену к ней поднимается Ольга Ивушейкова. Опытный преподаватель отмечает серьезный репертуар, за который взялась юная флейтистка, и ответственное отношение девочки к процессу, что ощущается по ее игре. Отдельный комплимент - за «длинное» дыхание, умение красиво и долго играть фразу, распределять дыхание. Это большой плюс для музыканта. А дальше идет детальная работа, начиная от «оптимальной» постановки рук, чтобы не возникало искажения звука при долгой игре и проблем со здоровьем в дальнейшем, до нюансов звукоизвлечения и прочих тонкостей при исполнении разных произведений.

Ровно такую же подробную работу столичный педагог проводит с каждым участником мастер-класса.

Флейта, по признанию музыкантов, воспитывает чувство стиля, гармонии, равновесия, любви к музыке. Требует от исполнителя большой выдержки и силы воли. И вот уж последнего-то томским флейтистам, решившим попробовать свои силы в конкурсном отборе фонда «Новые имена», как, впрочем, и всем дерзнувшим юным музыкантам, точно не занимать.

mclass_04.jpg  mclass_05.jpg

МУЗЫКУ – ВО ВСЕ ПАЛЬЦЫ

- Представь, что ты – дирижер, а впереди тебя оркестр. Попробуй правой рукой дирижировать, а левой – играй… Музыку надо запустить во все пальцы… А ты знаешь, что профессия дирижера пережила шесть революций? – Елена Владимировна Березкина объясняет с помощью образов упражнения для координации двух рук и одновременно для освобождения кисти.

Алексей Копаница слушает внимательно, включается в предложенную игру в ассоциации и пытается исполнить Вариации песни «Среди долины ровныя» Глинки не спеша, не одним «тыком», а так, как говорит Елена Владимировна. Алексей учится на отделении начальной музыкальной подготовки Томского музыкального колледжа имени Эдисона Денисова у Наталии Николаевны Петровой, очень сильного педагога. Но иногда «советы со стороны» помогают лучше понять и своего учителя. Наталия Николаевна тем временем тоже себе помечает в блокноте замечания, записывает советы. Мастер-класс – это еще и обмен опытом, притом ценным опытом.

Пианистическая школа в Томске традиционно сильная, неслучайно среди стипендиатов «Новых имен» пианистов больше всех. Но чем сильнее педагог, тем больше у него интереса к тем педагогическим приемам, которыми делится ведущий мастер классов. Вот и Татьяна Николаевна Кузнецова, преподаватель школы искусств № 3 Томска, которая привела двух своих воспитанниц – Алину Афанасьеву и Полину Климову, слушает внимательно. Пианистическое мастерство – это всегда «из рук в руки», и учатся ему всю жизнь. После того, как Полина технически безупречно сыграла подготовленный этюд С. Ляпунова, казалось бы, не должно возникнуть никаких вопросов и замечаний. Девочка уже третий год подтверждает звание стипендиата «Новых имен». Но и ей нужны советы.

- Когда дело касается звукоизвлечения, очень важно понять – играем мы от первого лица или от третьего лица, - поясняет после мастер-классов Елена Владимировна. – Наблюдатель ты или участник событий? Да, я часто прошу ребенка: представь – ты внутри помещения или снаружи? День или ночь? Зима или лето? Ощущение себя в пространстве не может не сказаться на тактильном контакте с клавиатурой. Тогда ребенок лучше себя ощущает, представляет в этой среде, в которой мы размещаемся.

Елена Березкина уже давно собирает «секреты» мастерства и наработки по методики преподавания фортепиано по всему миру. По ее признаю, она не стремится подготовить ребенка к отборочному прослушиванию или к гала-концерту, для нее материал, с которым ребенок приходит на мастер-класс, да и сам он – это возможность показать педагогам новые методики – как надо учить, что не нужно делать.

- У меня есть своя хорошая система, и она работает, - говорит педагог. - Я с большим удовольствием поделилась секретами со слушателями, потому что чувствовала, видела искреннюю заинтересованность и в учениках, и в получении дополнительной информации со стороны педагогов. Педагоги здесь совершенно замечательные – очень искрение, очень жаждущие. Когда выезжаешь в регионы, стараешься быть максимально полезным, сколько бы детей не пришло на мастер-класс. Не имеет значения три ребенка или шесть, или 26. За отведенный час на каждого ребенка мы попробуем максимально углубиться в материал.

По мнению Березкиной, все томичи - соискатели стипендии фонда «Новые имена» показали достойный уровень подготовки.

- В этом году наше участие в мастер-классах – это скорая помощь, - замечает Елена Владимировна. – Потому что дети занимались дистанционно, и как только на горизонте появилась маломальская возможность очно провести дополнительные «вливания» в регионы и почитать лекции по повышению квалификации педагогам и детям, дать какой-то импульс в развитии, мы сразу этим воспользовались им с большим удовольствием. Соскучились по нормальным отношениям. И настоящей очной работе.

- Это был необычный мастер-класс, - считает Алексей Соколов, студент выпускного курса Томского музыкального колледжа имени Э. Денисова. – Елена Владимировна не старалась быстро-быстро разобрать произведение, а старалась говорить о каких-то более глобальных вещах, которые надо постигать. И она мне помогла. Запомню слова, которые Елена Владимировна мне сказала. И буду продолжать этого добиваться.

Алексей во второй раз подтвердил звание стипендиата «Новых имен» и так же, как и Полина Климова, получил приглашение в летнюю академию в Суздаль. Но в следующем году ему предстоит решить более сложную задачу – успешно окончить колледж (учится он в классе Татьяны Львовны Усовой) и поступить в консерваторию, чтобы продолжить образование. Пока он еще не решил – будет ли это Москва или Санкт-Петербург, но намерение связать свою судьбу с пианистическим искусством – твердое. Среди его кумиров – Даниил Трифонов и Денис Мацуев, их карьера вдохновляет и Алексея.

- Осознание своих действий пришло с первого курса колледжа, как стал заниматься у Татьяны Львовны. Что такое профессия музыканта? Это возможность увидеть мир и позволить себе заниматься искусством. Это всегда очень интересно. Концерты и конкурсы требуют выносливости и огромного мастерства, к этому и стремлюсь, - признался Алексей.

nn_03.jpg

СВЕЧА ГОРИТ!

На гала-концерте, как и предсказывали ведущие мастер-классов, все увидели, насколько талантливы нынешние юные дарования и насколько хороши их педагоги.

Открыла его пианистка Алина Афанасьева, дебютантка «Новых имен», но уже опытная конкурсантка. Серди тех, кто впервые принял участие в гала-концерте и одиннадцатилетний Елисей Пензин. Со своим баяном он очаровал слушателей. В его исполнении вальс «Под небом Парижа» позвучала, как мечта.

- Я выходил на сцену с уверенностью, что буду хорошо играть. Мне же мой педагог Николай Христианович сказал: «Соберись!» - признался после концерта Елисей.

Он уже четыре года играет на баяне, а слышал его с раннего детства - папа играл на этом инструменте, в память о папе мальчик и выбрал баян, чтобы продолжить отцовский путь.

Но прежде, чем на сцену вышли музыканты, начальник департамента по культуре Томской области Павел Волк и представитель фонда «Новые имена» Валентина Шапиро провели церемонию инициации с зажжением свечи.

- Мы уже в пятый раз зажигаем огонь в чаше «Новых имен». Наверное, когда-нибудь найдется человек и напишет диссертацию о роли этой чаши в истории томской музыкальной культуры, - пошутил Павел Леонидович. - На первом фестивале свеча упорно не хотела зажигаться. С Денисом Леонидовичем мы с двух сторон пытались ее зажечь. Можно было бы в этом усмотреть дурной признак, но мы не суеверные люди. И дальше все пошло хорошо. Каждую осень в Томскую область происходит этот праздник музыки.

Павел Волк напомнил, что фестиваль и работа фонда «Новые имена» проходят при поддержке губернатора Томской области Сергея Жвачкина и вдохновлены инициативой Дениса Мацуева.

- Есть глубокий символический смысл, что выход из карантина Томской области совпал с приездом народного артиста России Дениса Мацуева, его фестивалем, с очередным этапом работы с будущими, да что там, с настоящими артистами, хоть и юными, - заметил начальник департамента по культуре. – Мы в пятый раз зажгли эту чашу, но первый раз, когда на сцене шесть стипендиатов! Хочу пожелать – относиться к этой награде как к началу, а не как к итогу. Бетховен говорил, что в составе успеха лишь десять процентов таланта, остальное – труд. Надеюсь, в дальнейшем, в наших, правительственных, концертах, самых серьезных и самых ответственных, вы будете появляться все чаще и чаще. А потом и в правительственных – в Кремле.

Павел Волк и Валентина Шапиро вручили сертификаты Тихону Ивашковскому (труба), Вячеславу Нелюбину (флейта), Андрею Осину (флейта), Полине Климовой (фортепиано), Полине Шестко (кларнет), Алексею Соколову (фортепиано). Андрей Осин, Полина Климова, Полина Шестко и Алексей Соколов вместе с сертификатом на получение стипендии получили путевки в летнюю академию музыки в Суздале.

В этом году из-за пандемии гала-концерт стипендиатов «Новых имен» прошел без личного участия президента фонда Дениса Мацуева. Но на завершающем концерте фестиваля он поздравил нынешних счастливчиков:

- За пять лет Томская область дала замечательных молодых музыкантов, которые стали членами нашей семьи, нашими питомцами. Мы вручили им стипендии. Конечно, мы желаем, чтобы они развивались, и мы будем следить за их карьерой пристально. Я уверен, в ближайшее время команду нашей великой русской исполнительской школы ждет серьезное пополнение из Сибири.


Текст: Татьяна ВЕСНИНА и Елена ШТОПОЛЬ
Фото: Игорь ВОЛК