Легенда под маской В честь 100-летия Георга Отса солисты Томской филармонии исполнили песни из его репертуара
Концерт начался по театральному: сначала в черной маске (на глазах) появился один Мистер Икс, потом в такой же маске – второй, а последние куплеты знаменитой арии («Снова туда, где море огней…») из оперетты Имре Кальмана пели уже втроем – к солистам филармонии Евгению Штейнмиллеру и Вячеславу Клименко присоединился настоящий Мистер Иск – Георг Отс, он пел с экрана.
«Ну, где же сердце, что полюбит меня?..» - вопрос, обращенный шутом, циркачом, артистом к публике, звучал риторически – восхищенные взгляды слушателей были убедительнее слов. В них светилась любовь к неподражаемому и непревзойденному Мистеру Иск и одновременно признательность и благодарность певцам, что вернули легенду на сцену. Зал любил, дышал и жаждал музыки, песен и рассказа о Георге Отсе – человеке, который был известен всем в Советском Союзе, но драма жизни которого открывается только сегодня.
– Его голос лился тёплой волной, заполняя слух и пространство особой задушевностью. Он был гипнотически притягателен: радовал, волновал, успокаивал. Он повелевал чувствами слушателей – и ему отвечали признательностью и искренней любовью…
В этих словах ведущей концерта Веры Тимофеевой – секрет успеха концерта, который сопровождался аплодисментами. И ответ на вопрос, почему родилась эта программа. Посвященная столетнему юбилею народного артиста СССР, оперного и эстрадного певца (лирического баритона), она готовилась музыковедом Верой Тимофеевой и ее коллегами, Евгением Штейнмиллером, Вячеславом Клименко и пианистом Павлом Шинкевичем, еще в марте. Но концерт по известным причинам состоялся в конце сентября, в месяце, когда Отс покинул этот мир. Так обстоятельства соединили рождение и уход в вечность артиста, которого еще при жизни называли уникальным и универсальным.
Документ и легенда – на сближении этих двух противоположных полюсов повествования строился рассказ ведущей. Малоизвестный факт – первое признание Георг Отс получил на республиканских соревнованиях по плаванию, где он победил – становится прологом к чудесному спасению. Только умение плавать спасло Отсу жизнь, когда корабль «Сибирь», на котором находился молодой офицер, призванный на фронт, был атакован немецкой авиацией и потоплен, в ледяной воде Балтики пловца заметил противоминный корабль и взял его на борт.
Расчет сценариста и режиссера Веры Тимофеевой оказался точным: биография артиста в зале вызвала не меньший отклик, чем его творчество. Эмоциональный, взволнованный рассказ ведущей о судьбе певца не раз вызывал аплодисменты. И даже те, кто был современником Отса, кто застал пик его славы, кто помнит, с каким пиететом произносили его имя музыкальные и театральные критики, открывали для себя нового Отса. Факты шокировали: такая знаменитость, а всю жизнь «под колпаком» у органов госбезопасности! И только потому, что его первая жена, получив известие о гибели мужа, вышла замуж за немецкого офицера, а его отец пел в честь дня рождения Гитлера… И в тоже время они помогали понять, насколько тесно связаны жизнь артиста и его творчество. Ведь строчка «Никто не знает, как мой путь одинок» - это признание не только Мистера Икс, но и самого Георга Отса. Каждый выход на сцену – это признание, это исповедь, любая ария или песня – это и часть его самого. Жизнь на сцене для него была жизнью его души и сердца. Его Дон Жуан – это вызов смерти, поединок с ней, а Евгений Онегин, принесший ему славу и звание лауреата Сталинской премии, – это утверждение жизни и любви вопреки смерти и общественному мнению.
Нетрудно догадаться, какая непростая задача стояла перед исполнителями – Евгением Штейнмиллером и Вячеславом Клименко. Не только исполнить арии из опер Моцарта и Рубинштейна, но спеть их в образе Георга Отса. Представляете, каково петь Дон Жуана или Демона после Отса?! Конечно, оба баритона являются поклонниками певца, считают его образцом. И для обоих песни из репертуара Отса – это материал, на котором они творчески растут, совершенствуют свое вокальное мастерство. Поэтому в исполнении песен и арий вложили и свое отношение к непревзойденному Мистеру Икс. А Павел Шинкевич не просто тонко и чутко аккомпанировал солистам, но еще и сыграл роль – друга Отса, концертмейстера и композитора Геннадия Подэльского.
И с каждой песней, с каждой новой страницей биографии, которую переворачивали артисты Томской филармонии, атмосфера в зале становилась теплее, а контакт зала и сцены – прочнее. Евгений и Вячеслав пели романсы, в том числе и на немецком языке, которым Отс владел превосходно, пели песни советских композиторов, без которых трудно представить жизнь СССР – «Севастопольский вальс» К. Листова, «Услышь меня, хорошая» В. Соловьева-Седого, «Сормовская лирическая» Б. Мокроусова, «Королева» Г. Подэльского – и убеленные сединой головы в зале раскачивались в такт музыке.
- Настолько душевно, проникновенно, чувственно были исполнены песни Георга Отса, что прослезилась, - признается зрительница, которая назвала только свое имя – Наталья. – Очень качественное исполнение, на высоком уровне. И видно, что все действительно соскучились по живым концертам. Мы просто счастливы вернуться в концертные залы.
Она пришла «послушать Отса» со своей дочкой Наташей и показать ей того, кем восхищалась ее прабабушка. Кадры из фильма «Мистер Иск», показанные на экране, пробудили в старшей Наталье детские воспоминания, как она вместе с бабушкой смотрела этот фильм.
Еще одна пара молодых зрителей, Егор и Татьяна, пришла в Органный зал накануне свадьбы, послушать песни о любви.
- Песни эти знакомы, но я не ожидала, что их пел один человек. Очень понравился концерт! Испытали очень сильные эмоции – радость и грусть одновременно.
Юбилейный вечер памяти Георга Отса пробудил воспоминания и в моей душе. Припомнилось июльское утро 2009 года, когда работники культуры и искусства Томска посетили Лесное кладбище, где покоится прах великого певца. Мы пришли в лес, к могиле великого сына Эстонии, выдающегося певца Советского Союза, накануне грандиозного события – Дня песни, когда на Певческом поле Таллина собираются хоры со всего мира. Томской делегации еще предстояло услышать душу народа и почувствовать ее…
В такой же тишине мы стояли у его могилы. На ней нет пышного надгробия. Только небольшая мраморная плита на небольшом холмике покрытым дерном. Две даты: 21.III.1920 – 5.IX.1975 и имя – Georg Ots. Над могилой корабельные сосны, а рядом цветущая бегония. Так он хотел – скромно, но навсегда с родной природой, в которой он черпал силы… Рыжая тень от ствола самой ближней сосны легла на памятную плиту, указав мыслям направление – туда, в небо, в высь!
Тест: Татьяна ВЕСНИНА
|