bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Орган назначает встречу
Bach Live 06

Форс-мажор - не всегда явление со знаком минус. Иногда оно становится стимулом для рождения проектов, которые в иных обстоятельствах могли бы вовсе не появиться. Так получилось с проектом Томской филармонии «Орган LIVE». Когда весной этого года учреждения культуры из-за пандемии приостановили свою деятельность, органист Дмитрий Ушаков предложил трижды в неделю проводить мини-концерты в прямом эфире – чтобы не лишать слушателей возможности общения с музыкой.

Онлайн-концерты органной музыки вызвали большой интерес. Мало того, нашлось немало людей из самых разных городов и даже стран, которые хотят смотреть и слушать такие концерты в онлайн-формате. В итоге было решено продолжать проект «Орган LIVE», несмотря на возвращение в афишу «живых» концертов. Каждый понедельник орган Томской филармонии будет звучать в прямом эфире.

- Публика, которая ходит на «живые» концерты, и публика, которая предпочитает смотреть выступления музыкантов в онлайн-формате, принципиально разная и редко пересекается, - отмечает Дмитрий Ушаков. – Невозможна ситуация, чтобы люди, для которых посещение концертов – обязательный ритуал, вдруг отказались от него в пользу онлайнов. А вот обратная история, когда после виртуальных концертов человек захочет послушать живую музыку, вполне возможна.

Bach Live 01

Bach Live 02

Bach Live 03

…и морской конек мимо проплывал

Каждый концерт «Орган LIVE» – уникальная программа, которая не повторяется. Сентябрьскую серию открыл «Органный Хогвартс». Концерт, посвященный Дню знаний, объединил в своей программе музыку из фильмов о Гарри Поттере, скерцо «Ученик чародея» П. Дюка, а также произведения И.С. Баха и Д. Букстехуде, которые в программе были представдены как ученик и учитель. И вообще, по замыслу Дмитрия Ушакова, все без исключения композиторы - настоящие Учителя и маги чародейства.

В чате, который сопровождает концерты «Орган LIVE», закономерно возник «первосентябрьский» вопрос: сложно ли учиться играть на органе?

- На абсолютно любом музыкальном инструменте учиться играть сложно, - заверяет Дмитрий Ушаков. – Орган часто сравнивают с космосом или, скажем, с подводным миром за его эффектную внешность. Величина инструмента, конечно, накладывает прямой отпечаток на музыку, которую, для него писали композиторы. Но это вовсе не значит, что чем больше инструмент, тем сложнее на нем играть.

Неожиданная музыкальная тема была предложена на концерте «Органная живность: звери, рыбы, пчелы и другие». Погружение в мир флоры и фауны началось с сюит «Аквариум» и «Инсектариум» современного композитора, органиста (а в прошлом - джазмена и даже рокера в одном лице) Андреаса Вильшера. С помощью звуков органа в первом случае музыкант «рисовал» головастика, морского конька, актиний и других колоритных обитателей подводных глубин; во втором – насекомых: шмелей, светлячков, муравьев и даже картофельного жука. Что любопытно, на создание сюит Вильшера вдохновили… соборные витражи! Отдельным номером прозвучал «Вальс осьминога» немецкого композитора Марка Холлингхауса, написанный для педальной клавиатуры соло. Завершился концерт произведениями самого знаменитого в музыкальном мире «специалиста по фауне» - Камиля Сен-Санса. Трудно поверить, но к своей зоологической музыкальной фантазии «Карнавал животных» сам композитор сначала отнесся несерьезно и даже был против ее публикации.

Концертом-портретом стал «Вольный ганзейский город и его музыка». На этот раз Дмитрий Ушаков рисовал музыкальный образ Дитриха Букстехуде, немецкого органиста и одного из наиболее известных композиторов эпохи барокко. Такой концерт, по признанию Дмитрия Ушакова, был его давней мечтой.

– Есть стереотип о том, что Букстухеде – раз речь идет про органную музыку и про эпоху барокко – этакий мастодонт, неповоротливый и скучный, которого обязательно играют на первых турах конкурсов. На самом деле всё с точностью до наоборот. Букстехуде своих младших современников удивлял и увлекал своей, как бы это сегодня сказали, «продвинутостью». В музыке он очень разнообразный, изобретательный, смелый, виртуозный, темпераментный, даже – до некоторой степени, позволительной в барочной музыке – романтичный. Хотелось поделиться этим со слушателями, - рассказывает об идее концерта Дмитрий Ушаков.

Bach Live 04

Bach Live 05

А был ли Бах?

Широкой аудитории Дитрих Букстехуде больше знаком как старший современник (а в чём-то – учитель) Баха. Музыке последнего был посвящен первый октябрьский концерт проекта «Орган LIVE».

Бах был композитором весьма плодовитым, оставил богатое наследие органной музыки. Правда, по поводу некоторых произведений у ученых возникают серьезные сомнения относительно их авторства. Официально они по сей день считаются баховскими, но нужно ставить большой и выразительный знак вопроса: «Бах или не Бах?» Этот вопрос, собственно, и дал название очередного концерта в режиме онлайн.

В программе концерта – исключительно «сомнительные» сочинения. Самое крупное из них - Фантазия и фуга ля минор. Дошедшие до нас автографы говорят о том, что это всё же Бах. Но вот с точки зрения стиля – холодно-виртуозное, можно сказать – «суховатое» сочинение совсем не похоже на Иоганна Себастьяна. Есть версия, что гораздо лучше это произведение звучит на клавесине или клавикорде с педальной клавиатурой. Правда, с другой стороны, фуга напоминает «Хорошо темперированный клавир» Баха (речь о ля минорной фуге из I тома). А, значит, есть вероятность, что всё же Бах…

Под сомнением оказались и хоральные прелюдии «Из глубины взываю к тебе, Господи» и «Смилуйся надо мной, Господь Бог». Музыка первой из них практически без изменений содержится в клавесинной сюите сына Баха – Карла Филиппа Эммануила. То ли он взял чью-то хоральную прелюдию (возможно, и своего отца) и превратил в клавесинную аллеманду, то ли сначала написал эту аллеманду, а потом превратил ее в хорал. По авторству второй прелюдии – много версий, но ни одной точной. В числе возможных авторов проскальзывает даже Гендель.

Был в программе, разумеется, и «Маленький гармонический лабиринт» – ещё одно сочинение со знаком вопроса. Произведение написано в духе эпохи барокко, но Бах ли это? Или, может быть, Хайнихен? Или кто-то ещё?

На «Маленьких прелюдиях и фугах» Баха (или – не Баха?) учились играть на органе многие.

- Ученых смутил стиль произведений. Он намного проще (даже можно сказать – примитивнее), чем у Баха. Да и «масштаб музыки», если уж совсем честно, не тот, - рассказывает Дмитрий Ушаков. – Есть серьёзные основания предполагать, что «Маленькие прелюдии и фуги» написал любимый ученик Баха - Иоганн Людвиг Кребс. Если помните, фамилия «Bach» переводится с немецкого – «ручей», «Krebs» - рак. Именно про Кребса Бах однажды сказал: «Der einzige Krebs in meinem Bache» – «Это единственный рак в мое ручье», делая, таким образом, комплимент и давая рекомендацию талантливому ученику.

Завершила программу Токката и фуга ре минор. Музыка, которую с первых нот узнают все, не только поклонники Баха. Это произведение считается едва ли не визитной карточкой композитора. Но и здесь есть тот самый выразительный вопрос: а Бах ли
это?

Впрочем, кому бы ни принадлежала музыка, звучавшая на концерте, она в любом случае была хороша. И «сделала вечер» его слушателей.