Бывают в жизни явления, которые сложно объяснить. Разве что многозначительным: так звезды сошлись. Среди таких явлений – Вена, в какой-то момент ставшая мировой столицей театральной, научной и, конечно же, музыкальной жизни. Здесь жили и творили
Штраус и
Брамс, сюда стремились
Моцарт,
Бетховен,
Малер,
Брукнер. Для многих выдающихся композиторов этот город стал местом большого вдохновения и отправной точкой для расцвета их творчества.
Для
Томского академического симфонического оркестра отправной точкой в серии концертов, объединенных
абонементом «Музыка мира», стал концерт «ВЕНА на все времена». В этот вечер в исполнении оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера
Михаила Грановского звучали знаковые для музыкального мира произведения, созданные в Вене.
Такой концерт был бы немыслим без произведений
Людвига ван Бетховена – одного из трех венских классиков и юбиляра этого года – в 2020-м музыкальный мир отмечает 250 лет со дня рождения композитора. Впервые
Бетховен оказался в Вене в 17 лет. В столицу Австрии ехал прицельно – он мечтал учиться у
Моцарта. Судьба, правда, внесла свои коррективы: как раз в этот период тяжело заболела мать
Бетховена, пришлось срочно покинуть Вену. Через пять лет композитор всё же вернулся в столицу Австрии, где прожил до конца своих дней.
Произведения
Бетховена явно выделялись в ряду тех сочинений, которые создавали его современники. В том числе из-за обилия мрачных мелодий. Для того времени это было нехарактерно – в музыке царствовал преимущественно мажор.
Впервые и открыто такой «почерк»
Бетховена проявился в
Симфонии № 5. Той самой, которую безошибочно узнают с первых нот даже те, кто не относит себя к знатокам и большим поклонникам классической музыки. Той самой, мотив которой сам Бетховен назвал «так судьба стучится в дверь». Впрочем, есть и другие версии. Карл Черни, ученик Бетховена, утверждал, что главную тему симфонии «подсказал» крик овсянки в парке, где любил прогуливаться композитор.
Какие бы обстоятельства, факты и детали не навеяли мотив Пятой симфонии, она произвела «революцию», разорвав все шаблоны и традиции венской школы. С этой симфонии началось путешествие в сопровождении симфонического оркестра по музыкальной столице мира слушателей, собравшихся в Большом концертном зале, а также тех, кто присоединился к прямой трансляции на сайте Филармонии.
Продолжили «венскую» тему произведения
Шуберта и
Шопена. Первый был большим поклонником творчества
Бетховена. Настолько, что, если верить легенде, продал школьные учебники, чтобы приобрести билет на премьеру его оперы «Фиделио». Встреча
Шуберта и
Бетховена, который вел угрюмый и закрытый образ жизни, так никогда и не случилась.
Сам
Шуберт прожил короткую жизнь – 31 год. Но за это время успел создать большое количество произведений. Особое место в творчестве Шуберта занимала фортепианная музыка. Его изящные, лирические, утонченные вальсы вдохновили венгерского композитора
Ференца Листа на создание цикла «Венские вечера. Вальсы-каприсы по Шуберту».
«Вальс-каприс» № 6 из этого цикла исполнил для слушателей концерта солист из Новосибирской филармонии
Дмитрий Карпов.
Вторым произведением стал
Экспромт № 3 Соль-бемоль мажор op. 90 Шуберта. Завершил лирический фортепианный триптих в исполнении
Дмитрия Карпова Вальс Ми-бемоль мажор op. 18 Фредерика Шопена, еще одного яркого представителя музыкальной Вены. Город композитора обожал. Такому теплому приему мог позавидовать любой Художник. Именно в этот период
Шопен написал свой Вальс ми бемоль. А в скором времени покидает гостеприимную Вену и отправляется покорять Париж. Причина такой внезапной рокировки для исследователей творчества Шопена до сих пор остается загадкой.
Под занавес вечера прозвучал
Концерт № 27 для фортепиано с оркестром Моцарта. Тоже произведение с загадкой. Моцарт написал его в последние и не самые простые годы жизни. В тот же период он создавал «Волшебную флейту» и «Реквием», и вдруг параллельно с ними возникает произведение, наполненное радостью и гармонией.
Такова была концепция программы вечера. И симфония
Бетховена с ее посылом «через борьбу, от мрака к свету», и лирические фортепианные произведения
Шуберта и
Шопена, и одухотворенный концерт
Моцарта – всё это музыка света и надежды. Музыка, задающая жизнеутверждающий настрой, который сегодня особенно важен и необходим.
Текст: Елена ШТОПОЛЬ
Фото: Игорь ВОЛК