bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Это просто оркестр какой-то!
oo 06

«Добрый вечер, всем поклонникам прекрасного!».

Так приветствовали друг друга в чате зрители очередного концерта проекта «Орган LIVE». Каждый понедельник Дмитрий Ушаков играет концерты в прямом эфире. Программа всегда оригинальная и не повторяется.

В этот раз Дмитрий Ушаков решил познакомить слушателей с французской симфонической музыкой для органа. В частности, с творчеством Шарля-Мари Видора и одними из самых известных его произведений – Симфонией для органа №5 фа минор и Симфонией №6 для органа соль минор. А поскольку произведения эти крупные, каждое - в пяти частях (для французских композиторов подобная «многочастность» вообще свойственна), было решено посвятить им два вечера – 16 сентября и 15 октября.

oo 01

oo 02

oo 03

oo 04

oo 05

Название «Орган-оркестр» говорит само за себя. Речь в этом случае идет о произведениях, которые написаны для солирующего органа, но в парадигме и эстетике оркестровой музыки. Жанр органной симфонии был особенно любим и популярен во Франции и франкоговорящих странах на рубеже XIX-XX веков. Это связано с расцветом творчества выдающего органостроителя и изобретателя Аристида Кавайе-Коля. Он совершил настоящий прорыв в органостроении, его открытиями и наработками современные мастера пользуются до сих пор. Так, Кавайе-Коль переработал конструкцию инструмента и заставил его звучать как целый оркестр.

– Орган Кавайе-Коля не то чтобы «подражал» симфоническому оркестру. Он, скорее, ориентировался на его эстетику и на его «звуковой идеал», - поясняет Дмитрий Ушаков. - Речь, например, про постоянное ослабление и нарастание звучности, массивный колорит звука, возможность передавать напряженное звучание струнных инструментов и так далее. А в результате – огромные выразительные возможности, позволяющие органу соперничать, в самом хорошем смысле этого слова, с целым оркестром. Кстати, орган Аристида Кавайе-Коля, есть в Москве, в Большом зале Московской консерватории.

Вторая причина, по которой симфонии для органа стали так популярны – расцвет творчества французских композиторов-учеников Жака Николя Лемменса, бельгийского музыкального педагога и композитора. Лемменс предлагал по-настоящему революционную методику игры на органе, прежде Франция ничего подобного не знала.

В числе тех, кто освоил эту революционную методику – Шарль-Мари Видор. В возрасте 26 лет он стал органистом собора Сан-Сюльпис, где проработал 64 года. Славу композитора ему принесли, прежде всего, десять симфоний для органа. Для слушателей проекта прозвучали его Пятая и Шестая симфония – самые популярные и часто исполняемая из десяти.