bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Чайковскиий. Теперь и на органе
Ch 06

Сегодня можно с уверенностью говорить: «Орган LIVE» стал одним из самых популярных проектов Томской филармонии за последние годы. Во всяком случае, статистика просмотров мини-концертов в режиме прямого эфира и активность зрителей в чате красноречиво об этом говорят. По просьбам слушателей Филармония повторяет программы проекта, вызвавшие особенный интерес публики. В числе таких – концерт «Чайковский на органе», впервые прозвучавший в прямом эфире на сайте Филармонии в мае этого года.

Дата концерта, как и его тема, возникла не случайно. В мае 2020 года исполнилось 180 лет со дня рождения Чайковского. Дата вдохновила автора проекта Дмитрия Ушакова на программу, посвященную творчеству композитора, чья музыка объединила мир.

Ch 01

Ch 02

Ch 03


Произведения Чайковского настолько любимы и популярны, что существует немало их переложений. В том числе, для органа. Так, английский композитор и органист-виртуоз Эдвин Лемар сделал переложение увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Это произведение вошло в программу томского онлайн-концерта.


«Ромео и Джульетта» стала первым обращением Петра Ильича к творчеству Шекспира, которого композитор очень любил. В домашней библиотеке Чайковского было полное собрание драматических произведений Шекспира, а также издания отдельных произведений. Книги до сих пор хранят пометки композитора. Мало того, приступая к изучению английского языка, Чайковский не без удовольствия предвкушал как будет читать любимого автора на языке оригинала.

До сих пор не до конца понятно, как увертюра-фантазия возникла в творческой биографии Чайковского. По одной версии идею написать симфоническое произведение на вечный шекспировский сюжет композитору подсказал его коллега по цеху Милий Балакирев. По другой, импульсом для создания увертюры стала несчастная любовь композитора к французской оперной певице Дезире Арто. Как бы там ни было, но период работы над первой редакцией увертюры (всего их было три) совпал с периодом увлечения певицей. И еще Чайковский совершенно точно обсуждал идею будущей увертюры с Милием Балакиревым, которому ее и посвятил.

Ch 04

Ch 05

Второе произведение программы онлайн-концерта – ария Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Пушкин – еще один любимый писатель Петра Ильича Чайковского. Преклонение перед гением Пушкина было настолько сильным, что композитор долгое время не осмеливался взяться за работу. И вообще не считал «Евгения Онегина» оперой, определяя жанр своей партитуры как «лирические сцены». Таким образом, Чайковский пытался уйти от сравнений своей интерпретации c пушкинским романом в стихах.

На томском онлайн-концерте ария Татьяны (она же – знаменитая тема письма) прозвучала в исполнении вокалистки Вероники Цай.