bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Такой вот иллюзион
Org ill 06

Орган – инструмент, который умеет удивлять. В этом в очередной раз убедились слушатели концерта «Органный иллюзион. Ретроспектива». Напомним, что слово «Ретроспектива» в названии концерта возникло не случайно. По просьбам слушателей Филармония повторяет программы проекта «Орган LIVE», вызвавшие особенный интерес публики.

«Органный иллюзион» как раз из числа таких. Первые концерты проекта знакомили слушателей с крупными произведениями Баха, Рейнбергера, Букстехуде и других композиторов, ставших классиками органной музыки. В этот раз Дмитрий Ушаков предложил слушателям программу, посвященную шедеврам отечественной и зарубежной киномузыки. Неожиданно? Еще бы. Такую музыку всё же привычнее слышать в оркестровом исполнении. Но поскольку орган – это почти оркестр по своим выразительным возможностям, то и киномелодии в исполнении короля инструментов звучат прекрасно. В чем убедились слушатели онлайн-концерта.

oo 01

oo 02

oo 03

«Индиана Джонс» и «Звездные войны» давно и основательно заняли место в топе самых популярных фильмов – и в топе самых популярных западных медиафраншиз (медиафраншиза - это линейке медиапродукции, куда могут входить, например, фильмы, телепередачи, компьютерные игры, сувенирная продукция, объединенные одними персонажами, сюжетом, торговой маркой). «Звездные войны» и «Индиану Джонса» объединяет еще и тот факт, что музыку для них создал мэтр западных саундтреков, один из самых талантливых и успешных кинокомпозиторов в истории сэр Джон Уильямс. С его произведений и открылся музыкальный киноальманах.

Также «западные» страницы были представлены и саундтреками Ханса Циммера из трилогии «Пираты Карибского моря» и главная – «титульная» – тема из «Призрака оперы», принадлежащего перу сэра Эндрю Ллойда Уэббера. И вот в последнем случае орган был особенно уместен: ведь именно этот инструмент – по воле композитора – стал своего рода музыкальным лейтмотивом, «лейт-тембром», связанным с появлением фантома.

Нынешним летом мир облетела печальная новость: ушел из жизни выдающийся композитор современности, мэтр киномузыки Эннио Морриконе. Без его произведений этот концерт, конечно, не был бы полным. В программу «Органного иллюзиона» вошла знаменитая тема из фильма «Миссия» – потрясающая мелодия, которую чаще всего называют «Гобой Габриэля». Как и всякая выдающаяся мелодия, она шагнула за пределы кинокадра и живет своей самостоятельной жизнью. Ее с удовольствием включают в свой сольный репертуар гобоисты и кларнетисты. А поскольку у органа, как уже говорилось выше, практически неограниченные звуковые и выразительные возможности, было решено исполнить ее в рамках концерта.

oo 04

oo 05

Шедевры отечественной киномузыки представило «Возвращение» из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» - мелодия, ставшая не только визитной карточкой киноленты, но и автора музыки к ней, композитора Эдуарда Артемьева. Такой же «визиткой» и мелодией на все времена стала песня «Маленький принц» Микаэла Таривердиева. История сложилась так, что сейчас уже никто не вспомнит название фильма – «Пассажир с экватора» - и его сюжет, где она звучала. Но вот песню «Маленький принц» едва ли не каждый знает наизусть.

Под занавес концерта мы вспомнили, как с большим нетерпением миллионы зрителей, начиная с 1980-х годов, ждали очередную серию о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Начиналась и заканчивалась она увертюрой Владимира Дашкевича (которую он написал, a propos, ориентируясь на музыку Бенджамина Бриттена – его «Вариации на тему Пёрселла»). Эта мелодия Дашкевича и сегодня вызывает мгновенные ассоциации с любимыми персонажами и сюжетами запутанных детективных историй. Одним словом – элементарно, Ватсон!