bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Виолончель была голосом его души
1_soc.jpg  maks_04.jpg

Виолончель была голосом его души

На 80-м году ушел из жизни заслуженный артист России Виталий Максимов

Утром 4 ноября в железнодорожной больнице Томска скончался пациент. Его звали Виталий Васильевич Максимов. У него остались жена, сын и много-много друзей, коллег, учеников. До своего 80-летия известный виолончелист, заслуженный артист России, профессор Томского государственного университета не дожил полгода.

… В центре картины московской художницы Клары Власовой «Томский симфонический оркестр», которая экспонировалась на Всесоюзной выставке, рядом с дирижером, на месте солиста сидит виолончелист Виталий Максимов. Художница, сама того не зная, запечатлела исторический момент для солиста и оркестра, когда 1983 году в Томске впервые был исполнен Концерт для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна.

Не только Хачатуряна, но и произведения для солирующей виолончели Шумана, Дворжака, Сен-Санса, Прокофьева, Шостаковича, Денисова, Лакина он исполнял в Томске первым. В репертуаре Максимова было более сорока виолончельных концертов и около ста пьес.

С именем Виталия Васильевича Максимова связаны и более значительные события в культурной жизни Томска – в 1973-м он инициировал создание клуба камерной музыки при Доме ученых и в течение десяти лет возглавлял его. В 1982 году стал художественным руководителем Ансамбля скрипачей ТГУ и выполнял эту миссию до конца своих дней. В 2002 году при Институте искусств и культуры ТГУ он создал Камерный оркестр ТГУ.

Но первым его творческим коллективом на сибирской земле стал Томский симфонический оркестр. Именно сюда по распределению приехал молодой и талантливый виолончелист, выпускник Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в 1968 году. Это было время романтиков, и уроженец Коломны сам выбрал Томск как место для реализации своего творческого потенциала. А потенциал был большим.

И вскоре Максимов уже занял место концертмейстера группы виолончелистов в Томском симфоническом оркестре, а потом стал выступать в качестве солиста. Вместе со своим другом Сергеем Зеленкиным создал струнный квартет, и в его составе объездил все поселки вахтовиков, играя для нефтяников и газовиков, геологов и лесозаготовителей, строителей и первых жителей молодых северных городов области.

- Это был очень образованный человек, прекрасно разбирался в живописи и литературе. Невероятно глубокий музыкант. Но самое главное – он был моим близким другом, - говорит народный артист России Сергей Зеленкин. – Наша дружба возникла на музыкальной основе. Вместе с Виталием в дуэте или квартете мы переиграли всю мировую камерную литературу. Его любили все. Он был прекрасным семьянином. Обожал свою жену, Милочку, Людмилу Павлову. Их единственный сын Леонид стал пианистом, окончил Ленинградскую консерваторию, сейчас живет за рубежом. Во всех сферах жизни Виталий Васильевич был образцом настоящего русского интеллигента.

Дирижер Илмар Лапиньш называл Виталия Максимова мыслящим музыкантом. Во время гастролей Томского симфонического оркестра в Москве именно Максимову он доверил исполнять труднейшую сольную партию виолончели в Пятнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, которую оркестр играл в Московской консерватории. Это соло, вобравшее в себя всю философскую глубину музыки позднего Шостаковича, от артиста потребовало невероятного психологического напряжения, чтобы блестяще исполнить эти драматические музыкальные страницы истории ХХ века.

На гастроли по Золотому кольцу России в 1986 году Виталий Максимов отправлялся уже в звании Заслуженного артиста РСФСР, которое ему было присвоено годом раньше. С Томским оркестром Максимов побывал и в странах Европы – в Германии, Италии, Польше, Великобритании, Франции, Люксембурге. Гастролировал он и в составе Ансамбля скрипачей ТГУ. Выступал и как солист, и как артист различных ансамблей – дуэта, трио, квартета.

- В 1990 году Виталий приезжал ко мне в Югославию, - вспоминает Илмар Лапиньш. – Мы вместе с оркестром Белградского оперного театра играли «Рококо» Чайковского. И он покорил публику своей виртуозной игрой.

Если по отношению к коллегам и к своим ученикам (а преподавать в музыкальном училище Виталий Васильевич начал почти сразу, как только приехал в Томск, а в 2000 году стал профессором ТГУ), он был добр, деликатен, в меру требователен, то по отношению к себе невероятно строг. Особенно, когда исполнял своих любимых композиторов – Брамса и Моцарта. Он работал невероятно много, чтобы добиться выразительного и благородного звука.

Именно этот благородный звук максимовской виолончели отметила известный дирижер Вероника Дударова после исполнения им Концерта для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса. В 1989 году на авторском концерте композитора Эдисона Денисова в присутствии автора Максимов сыграл его вариации на тему Гайдна – автор, растроганный глубоким пониманием его сочинения, долго и горячо пожимал руку исполнителю.

- Виталий Васильевич…Виталик… великолепный, уважаемый, он прекрасно играл соло, энергично вёл группу, радовал нас своим необыкновенным чувством юмора, - с теплотой и грустью говорит Ольга Пивоварова, проработавшая с Максимовым почти 30 лет в симфоническом оркестре. - На концерте, посвященном 60-летию Эдисона Васильевича Денисова в Органном Зале в апреле 1989-го в присутствии автора сыграл великолепно музыку для виолончели и оркестра. Денисов был очень рад слышать своё произведение в таком великолепном прочтении. Замечательно исполнял сольную партию в «Дон Кихоте» Р. Штрауса, исполнял Концерты для виолончели Дворжака, Хачатуряна, К.М. Лакина.... Сколько с ним сыграно было Камерной музыки...

Как всякий музыкант, Виталий Васильевич умел прислушиваться к своей интуиции. И однажды, когда в начале 80-х ему позвонила Жанна Рыбакова, скрипачка, преподаватель геолого-географического факультета ТГУ, и предложила ему возглавить молодой тогда еще Ансамбль скрипачей, он согласился. Чтобы реализоваться свои «побочные» от исполнительства таланты и желания: дело в том, что в тайне от коллег по симфоническому оркестру Максимов делал аранжировки известных сочинений. К тому же, он понимал, что университет и ансамбль – это широкая площадка для реализации просветительских идей.

Виталий Максимов многогранен: талантливый музыкант, друг, коллега и учитель. Он многому нас научил, открыл перед нами большой репертуар, - говорит заслуженный работник культуры РФ Жанна Рыбакова. - Он – человек университетский по своему складу, что, кстати, редко бывает среди музыкантов, даже очень талантливых. Поэтому мы и «переманили» его к нам в ТГУ. И я теперь даже не могу представить, что он мог не приехать в Томск. Без него культурная жизнь города была бы совсем другой.

К слову, именно Максимов добился, чтобы Жанне Рыбаковой и Вере Блинковой, пианистке, постоянному концертмейстеру Ансамбля скрипачей, присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». Вместе с ними в 1984-м году он создал фортепианное трио, которое успешно концертировало до самого недавнего времени. Но чаще трио выступало вместе с Ансамблем и было его органической частью.

Ансамбль скрипачей стал для него не просто отдушиной, но местом, где его исполнительский и педагогический дар объединились – он играл, дирижировал, воспитывал и просвещал. Под руководством Виталия Васильевича Максимова выработался и основной жанр Ансамбля — инструментальная миниатюра, высокий исполнительский уровень. Благодаря его таланту аранжировщика музыканты-любители играли и старинную музыку эпохи барокко, и рок-хиты ХХ века.

Виталий Максимов - человек очень обаятельный, музыкант с большой буквы, - признается Вера Блинкова. Он всегда тщательно работал над каждой пьесой, очень требовательно относился к себе и другим, чтобы добиться высокого уровня исполнения. Однажды растянул мышцу на руке, но, несмотря на сильную боль, продолжал репетиции – готовился к концерту в филармонии, где должен был солировать. И в результате блестяще сыграл концерт.

По сути, именно Максимов создал богатейший репертуар Ансамбля скрипачей, который включает несколько сотен музыкальных произведений. Некоторые композиторы доверяли Виталию Максимову и его коллективу премьеры своих сочинений. Особые дружеские отношения связывали музыканта с томским композитором Константином Лакиным. Почти все камерные и вокальные произведения Лакина впервые звучали на концертах Ансамбля скрипачей. Благодаря своему художественному руководителю народный самодеятельный коллектив вышел на новый уровень исполнительства, стал лауреатом многих всероссийских и международных фестивалей.

- Виталий Максимов был пассионарной личностью, человеком возрожденческого склада, - утверждает музыковед Вера Тимофеева. – Когда он вел концерты в Доме ученых, в зал набивалось столько слушателей, что мест не хватало. Люди стояли вдоль стен и слушали его, затаив дыхания. В вечерах камерной музыки рвались выступать лучшие музыканты Томска. Бесплатно. Но чтобы вместе с Максимовым. Он умел преподносить музыку. Он умел влюбить в нее. Но многие, особенно женщины, влюблялись и в Виталия Васильевича. Когда он рассказывал – был не отразим.

В общении с молодыми слушателями Виталий Васильевич опирался не только на свой богатый педагогический опыт, но и на опыт телевизионного ведущего. С середины 90-х годов на областном телевидении Максимов вел цикл передач «Войди в мир музыки». Он не боялся предстать перед слушателями, среди которых были студенты и профессора, научные работники и технические сотрудники университета, в образе музыкального неофита или любопытствующего путешественника. Это были концерты-лекции, где всем было интересно.

Свои размышления, наблюдения, знания о музыкальном искусстве, об исполнительском мастерстве он поверял и бумаге. Студенты Института искусств, где он преподавал с 1993 года, штудировали его брошюры по принципам музыкальной педагогики, с интересом читатели его статью «К проблеме сценического волнения».

– Этот человек познакомил томичей с прекрасной музыкой, и сам всегда исполнял ее на очень высоком уровне, - говорит о своем коллеге заслуженный деятель искусств РФ, дирижер Хоровой капеллы ТГУ Виталий Сотников. - Не только великолепный исполнитель, но и прекрасный дирижер. Его интерпретация произведений, которые исполняет Ансамбль скрипачей, университетский оркестр - всегда глубокая, ощущается желание дирижера быть близко к замыслам композитора.

Музыкальный авторитет Виталия Максимова был столь высок в профессиональной среде, что, когда в 2002 году стал создавать при Институте культуры ТГУ Камерный оркестр и позвал туда своих бывших коллег из Томского Академического симфонического оркестра, все ответили согласием играть в «учебном» коллективе.

В последние два десятилетия свои творческие силы Виталий Васильевич посвящал работе со студентами и университетскими коллективами. В последние годы он был серьезно болен. Оставил дирижирование, но не оставил художественное руководство своими коллективами. Он нашел в себе силы провести в декабре 2019 года юбилейный концерт Ансамбля скрипачей. И хотя каждая фраза давалась ему с трудом, Виталий Васильевич тем не менее не забыл поблагодарить всех, кто причастен к музыкальному сотворчеству.

Благодарная память – отличительная черта русского интеллигента, Максимову была присуща, как никому другому. Он помнил имена и отчества своих первых педагогов в Коломне, преподавателей Гнесенки, своих коллег, с которыми когда-либо работал. В ответ на свою любовь он получал любовь. В Томской филармонии его до сих пор помнят и любят. Его коллеги горячо надеялись, что в мае следующего года вместе отпразднуют 75-летие оркестра, с работы в котором началась жизнь Максимова-томича.

Для всех, кто знал, кто хоть раз слышал, как звучит виолончель в руках Виталия Максимова, в памяти навсегда останется ее голос – голос души музыканта.

Текст: Татьяна Веснина

Прощание с В. В. Максимовым пройдет 6 ноября в ритуальном зале "Белый ангел" (Московский тракт, 2) с 14.00 до 15.00

maks_01.jpg

maks_02.jpg

maks_03.jpg