bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Андрей Петров в кино. И не только
2020-11-08zigzag13.jpg


Андрей Петров в кино. И не только
На открытии нового абонемента «Популярная музыка с оркестром» прозвучали мелодии из фильмов и спектаклей

Вопрос – что есть популярная музыка – неожиданно вызвал бурную дискуссию на художественном совете филармонии. Разные точки зрения неожиданно примирила фигура Андрея Петрова. По популярности его музыка к фильмам и спектаклям, безусловно, находится в первой тройке наряду с киномузыкой Таривердиева и Зацепина. А сама киномузыка во второй половине ХХ века заняла место, которое прежде принадлежало опере и симфонической музыке. Решающим аргументов тех, кто выступал «за» Петрова, стал юбилей композитора – 2 сентября музыкальная Россия и все поклонники отечественного кинематографа отметили его 90-летие. В итоге было решено музыкой Андрея Петрова открыть новый филармонический абонемент «Популярная музыка с оркестром».

Название концерта «Зигзаг удачи», позаимствованное из названия одноименной кинокомедии Эльдара Рязанова, как нельзя лучше подходит и к биографии самого композитора. Эвакуация из Ленинграда в Сибирь, в Ленинск-Кузнецкий, неожиданно сблизило семью хирурга и художницы Петровых, с музыкантами Ленинградской консерватории. Невероятная концентрация специалистов с музыкальным образованием привела к открытию в городе металлургов первой музыкальной школы, в которую Андрея Петрова отдали на скрипку. Впервые взяв в руки инструмент в 11 лет, Андрей даже не думал связывать жизнь с музыкой. Ему нравилось писать рассказы и создавать иллюстрации к ним. Но однажды, посмотрев фильм об Иоганне Штраусе «Большой вальс» в победном 45-м, он принял решение – стать композитором. Это желание и привело его сначала в Ленинградское училище, а потом и в Ленинградскую консерваторию, которую он окончил по классу композиции в 1954 году.

Фаузия Тажина, вновь вставшая за дирижерский пульт Томского Академического симфонического оркестра, для творческого портрета композитора выбрала не только музыку кино, но и его крупные симфонические сочинения – музыку к балету «Сотворение мира» (1971) и музыку для большого симфонического оркестра «Блистательный Санкт-Петербург».

Именно с «но и…» оркестр и начал – с трех фрагментов сюиты к балету «Сотворение мира», в основу которого легли знаменитые рисунки Жана Эффеля. Уже в названии балета можно увидеть повод и призыв задуматься о творческой манере Петрова, о сотворении его художественного мира. Даже если ничего не знать ни о карикатурах французского художника, который был невероятно популярен в Советском Союзе, ни об истории создания балета, а просто слушать и вслушиваться в музыку – она расскажет все, и про сюжет, и про творца – Андрея Петрова.

Она – о его музыкальном мышлении, о его музыкальном почерке, о его эрудиции и чувстве юмора, о его потрясающем чутье театральной сцены и его способности к стилизации и пародированию. В концертном изложении, без традиционного зрительного ряда, эта музыка не утратила своей театральности, озорства и интеллектуальности. То, что хотел композитор, объединивший свой песенный опыт и опыт работы над симфоническими сочинениями, передал оркестр в интерпретации Фаузии Тажиной. А о своем замысле Петров писал так: «Я думал о том, что музыкальный мир современного человека включает в себя и Баха, и шансоны, и Шостаковича, и джаз. А если все это может гармонично жить в одном человеке, то почему оно не может существовать в одном произведении? Этим объясняется то, что в музыке «Сотворения мира» прослушиваются истоки, идущие и от музыки барокко, и от джаза, и от современных течений...»

Поразительно, но слушатель в зале был тот самый, для которого Петров и сочинял свою музыку – в голове и душе которого уживаются и классика, и рок, и эстрада. Поэтому и в следующем «некиношном» произведении – оркестровой пьесе «Блистательный Санкт-Петербург», состоящей из двух частей – вальсе и марше, например, он слышал скрытые цитаты из музыки Альфреда Шнитке к «Гоголь-сюите», слышал аллюзии даже не музыкальных, а архитектурных шедевров, читал страницы его истории. В этом позднем сочинении Андрей Петров выразил свою любовь и свое понимание родного города. Именно эту петербургская стать оркестру удалось сыграть.

А дальше наступило время для того Андрея Петрова, которого знают миллионы жителей России и весь русскоязычный мир. Ведь если человек хотя бы раз увидел «Человек-амфибию», «Берегись автомобиля», «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж», «Служебный роман», «Жестокий романс», «Я шагаю по Москве», «Укрощение огня», он не забудет ни инструментальной музыки, ни песен, звучащих в этих фильмах. Паролем, чтобы открылись потайные двери воспоминаний в наше общее кинопрошлое, ведущий концерта Денис Киреев сделал известные цитаты, давно ставшие крылатыми фразами («Тебя посодют, а ты – не воруй» и другие). Киностраницы творческой биографии Андрея Петрова вместе с симфоническим оркестром озвучили солисты филармонии Юлия Шинкевич, Евгений Штейнмиллер и Вячеслав Клименко.

Итак, симфонический оркестр дал первую трактовку понятию «популярная музыка». Следующую версию слушаем 24 января 2021 – и это будет музыка Микаэла Таривердиева.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК

2020-11-08zigzag1.jpg

2020-11-08zigzag2.jpg

2020-11-08zigzag3.jpg

2020-11-08zigzag4.jpg

2020-11-08zigzag5.jpg

2020-11-08zigzag6.jpg

2020-11-08zigzag7.jpg

2020-11-08zigzag8.jpg

2020-11-08zigzag9.jpg

2020-11-08zigzag10.jpg

2020-11-08zigzag11.jpg

2020-11-08zigzag12.jpg

2020-11-08zigzag14.jpg

2020-11-08zigzag15.jpg