bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

НОЧЬ первая, экзотическая
ftn 05

Обычно небольшое количество слушателей в зале огорчает музыкантов. Но только не участников струнного квартета «Фаэтон»! Сочиняя серию концертов в рамках абонемента «Ночной квартет», они целенаправленно выбрали местом встречи со слушателями Камерный концертный зал. Такое пространство и такой формат общения как нельзя лучше подходят под те творческие задачи, которые определили для себя скрипачи Семен Промое и Марина Рябова, альтист Александр Штабкин, виолончелистка Алена Юрченко, объединившиеся в квартет. А именно: никаких скучных сценариев концертов. Никакой дистанции между сценой и зрительным залом. Никаких шаблонов.

- Мы хотим стать друзьями томской публики. Хотим, чтобы слушателям, которые приходят на наши концерты, было с нами легко, хорошо, интересно, радостно, - говорит художественный руководитель струнного квартета «Фаэтон» Семен Промое. - И еще мы хотим экспериментировать и удивлять. Пространство и атмосфера камерного зала для этого подходит идеально.


ftn 03

ftn 04

ftn 07

… волшебство началось!


Первой из серии концертов, объеденных темой ночи, стала «Экзотическая ночь». Она же – одно из мероприятий Всероссийской акции «Ночь искусств», к которой присоединилась Томская филармония.

Программа концерта полностью оправдала его название. Музыка, которую квартет исполнял для собравшихся 3 ноября с 21.00 час. в Камерном зале, была исключительно экзотическая. Это произведения, которые никогда не звучали в таком инструментальном составе или же вовсе не исполнялись в Томске. Добавить колорита и волшебства программе вечера помогли друзья квартета «Фаэтон»: скрипач Даниил Легков, контрабасист Рустам Салманханов, пианистка Светлана Чудакова, арфистка Екатерина Лаптева. Арфа как нельзя лучше создает ощущение «волшебства», по крайней мере в умах и сердцах артистов «Фаэтона».

Конферанс вечера обеспечил Семен Промое, первая скрипка квартета. Но в самом начале оговорился: традиционных фраз лектора-музыковеда от него ждать не нужно. Он будет делиться исключительно своими мыслями, чувствами, ассоциациями по поводу той или иной музыки, композитора или инструмента.

- Как кулинар со стажем, я точно знаю: если добавить в привычное блюдо непривычный для него ингредиент, приправу, специю, может получиться любопытный результат, - начал рассказ Семен Промое. - То же самое с музыкальными произведениями. Особенно когда речь идет про арфу. Арфа – необычный инструмент, который часто звучит в составе симфонического оркестра, редко – сольно, еще реже – с камерным ансамблем. У нее сказочный, романтический звук. Когда мы «разыгрываемся» перед началом репетиции, и слышатся первые аккорды арфы, я всегда говорю: «Волшебство началось!»

Во время «Экзотической ночи» в сопровождении арфы прозвучало «Размышление» из оперы «Таис» Ж. Массне.

Еще один сюрприз вечера – «Цыганка» Мориса Равеля. Произведение само по себе очень экзотичное, в нем сочетаются изящество французской музыки, огненный темперамент Испании, цыганские мотивы, виртуозные пассажи скрипки. Оно так любимо музыкантами всего мира и так часто исполняется, что уже перестало восприниматься как экзотика. Но «Цыганка», звучавшая в Камерном зале, всё же удивила. Необычным был инструментальный состав: скрипка, фортепиано, арфа.

  
ftn 01         ftn 02  

ftn 06         ftn 08

… пейзажи, напев без слов. И не только.


Премьерой вечера (причем, премьерой в самом прямом смысле слова) стала «Экзотическая ночь» Эрнеста Блоха. Это произведение звучало в Томске впервые. Как и его же «Пейзажи», которыми квартет завершил ночной концерт.

Швейцарско-американский композитор Блох создавал весьма колоритную музыку. За свою жизнь он сталкивался с разными религиозными культурами. Но особенно его впечатлило знакомство с хасидами (ответвление иудаизма). В их культуре важное место отводится обряду молитвы. Причем, не важно когда и где ты находишься в этот момент. Чтобы быть услышанным творцом, достаточно, чтобы молитва была искренней и шла от сердца.

Под впечатлением от знакомства с таким мировоззрением, Эрнест Блох сочинил свою «Молитву» и «Нигун» («Импровизация») из цикла «Три картины из жизни хасидов». Оба этих колоритных произведения струнный квартет исполнил для гостей своего вечера.

Было бы неправильным обойти стороной в таком концерте экзотику в русской музыке. Ее миру подарили композиторы XIX века.

- В то время в нашей стране был большой интерес к восточной культуре. Но взаимопроникновения культур, которое мы повсеместно наблюдаем сегодня, еще не возникло, - рассказал Семен Промое. - В своих произведениях русские композиторы чаще воплощали свое видение культуры Востока, нежели подлинные восточные мотивы.

С одним из таких произведений - романсом Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей» - струнный квартет и вокалистка Екатерина Клеменс познакомили гостей «Экзотической ночи».

ftn 09         ftn 10
 
ftn 11         ftn 14

ftn 12

ftn 13

ftn 15

***
Первая ночь в компании квартета «Фаэтон» осталась позади. Впереди – еще три. Ближайшая – «Ночь перед Рождеством», во время которой будут звучать рождественские и новогодние мелодии разных стран мира. Друзья, не пропустите 24 декабря. С 21:00 часов праздничное настроение вам будет гарантировано!



Текст: Елена Штополь
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ