… волшебство началось!Первой из серии концертов, объеденных темой ночи, стала
«Экзотическая ночь». Она же – одно из мероприятий
Всероссийской акции «Ночь искусств», к которой присоединилась Томская филармония.
Программа концерта полностью оправдала его название. Музыка, которую квартет исполнял для собравшихся 3 ноября с 21.00 час. в Камерном зале, была исключительно экзотическая. Это произведения, которые никогда не звучали в таком инструментальном составе или же вовсе не исполнялись в Томске. Добавить колорита и волшебства программе вечера помогли друзья квартета «Фаэтон»: скрипач
Даниил Легков, контрабасист
Рустам Салманханов, пианистка
Светлана Чудакова, арфистка
Екатерина Лаптева. Арфа как нельзя лучше создает ощущение «волшебства», по крайней мере в умах и сердцах артистов «Фаэтона».
Конферанс вечера обеспечил
Семен Промое, первая скрипка квартета. Но в самом начале оговорился: традиционных фраз лектора-музыковеда от него ждать не нужно. Он будет делиться исключительно своими мыслями, чувствами, ассоциациями по поводу той или иной музыки, композитора или инструмента.
- Как кулинар со стажем, я точно знаю: если добавить в привычное блюдо непривычный для него ингредиент, приправу, специю, может получиться любопытный результат, - начал рассказ
Семен Промое. - То же самое с музыкальными произведениями. Особенно когда речь идет про арфу. Арфа – необычный инструмент, который часто звучит в составе симфонического оркестра, редко – сольно, еще реже – с камерным ансамблем. У нее сказочный, романтический звук. Когда мы «разыгрываемся» перед началом репетиции, и слышатся первые аккорды арфы, я всегда говорю: «Волшебство началось!»
Во время «Экзотической ночи» в сопровождении арфы прозвучало
«Размышление» из оперы «Таис» Ж. Массне.
Еще один сюрприз вечера –
«Цыганка» Мориса Равеля. Произведение само по себе очень экзотичное, в нем сочетаются изящество французской музыки, огненный темперамент Испании, цыганские мотивы, виртуозные пассажи скрипки. Оно так любимо музыкантами всего мира и так часто исполняется, что уже перестало восприниматься как экзотика. Но «Цыганка», звучавшая в Камерном зале, всё же удивила. Необычным был инструментальный состав: скрипка, фортепиано, арфа.
… пейзажи, напев без слов. И не только.Премьерой вечера (причем, премьерой в самом прямом смысле слова) стала
«Экзотическая ночь» Эрнеста Блоха. Это произведение звучало в Томске впервые. Как и его же
«Пейзажи», которыми квартет завершил ночной концерт.
Швейцарско-американский композитор
Блох создавал весьма колоритную музыку. За свою жизнь он сталкивался с разными религиозными культурами. Но особенно его впечатлило знакомство с хасидами (ответвление иудаизма). В их культуре важное место отводится обряду молитвы. Причем, не важно когда и где ты находишься в этот момент. Чтобы быть услышанным творцом, достаточно, чтобы молитва была искренней и шла от сердца.
Под впечатлением от знакомства с таким мировоззрением,
Эрнест Блох сочинил свою
«Молитву» и
«Нигун» («Импровизация») из цикла «Три картины из жизни хасидов». Оба этих колоритных произведения струнный квартет исполнил для гостей своего вечера.
Было бы неправильным обойти стороной в таком концерте экзотику в русской музыке. Ее миру подарили композиторы XIX века.
- В то время в нашей стране был большой интерес к восточной культуре. Но взаимопроникновения культур, которое мы повсеместно наблюдаем сегодня, еще не возникло, - рассказал
Семен Промое. - В своих произведениях русские композиторы чаще воплощали свое видение культуры Востока, нежели подлинные восточные мотивы.
С одним из таких произведений -
романсом Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей» - струнный квартет и вокалистка
Екатерина Клеменс познакомили гостей «Экзотической ночи».