Произнесите слово «орган», и первой ассоциацией, наверняка, будет имя
Иоганна Себастьяна Баха. Что совсем не удивительно. Он давно и по праву считается одним из самых великих, известных и влиятельных композиторов всех времен и народов. Причем, наибольшую популярность
Баху принесли именно сочинения для органа.
Когда речь заходит о композиторах такого масштаба, воображение послушно рисует умудренного опытом мэтра. Но, согласитесь, всегда любопытно узнать, с чего начинал свой творческий путь тот, чью музыку сегодня сравнивают с космосом. Так родилась идея очередного концерта в рамках
проекта «Орган LIVE». Название говорит само за себя
«Молодой Бах: рождение гения».
- Есть композиторы, чьи истории хорошо известны и широко растиражированы. Например,
Моцарт. Общеизвестный факт: в четыре года он уже начал играть на клавесине, в шесть лет - сочинять музыку. В возрасте восьми-девяти лет создал свои первые симфонии, а в 10-11 лет уже писал произведения для музыкального театра, - рассказывает автор проекта «Орган LIVE»
Дмитрий Ушаков. – А вот про ранние годы Баха известно не так много. Тем любопытнее обратиться к сочинениям молодого Баха. Попытаться сопоставить его музыку с его возрастом.
Открыла концерт
Пассакалия до минор. Если само произведение достаточно известное, то точная дата его создания не ясна по сей день. Исследователи творчества композитора называют период между 1706 и 1713 годами. В этот период
Баху было чуть более 20-ти лет. Возможно, что свою Пассакалию он написал «по следам» и под впечатлением от встречи со знаменитым композитором и органистом
Дитрихом Букстехуде. Ради этого знакомства
Бах, служивший тогда органистом церкви Св. Бонифация в Арнштадте, взял отпуск и преодолел пешком 400 км до Любека – для того, чтобы познакомиться с творчеством и мастерством
Букстехуде, любекского органиста.
Путешествие и новые музыкальные впечатления так увлекли
Баха, что в Арнштадт он вернулся только спустя три месяца. Такой «несанкционированный» отпуск обернулся, с одной стороны, серьёзным «нагоняем» от начальства и урезанным жалованьем, а с другой – большим вдохновением. Под впечатлением от Пассакалии ре минор
Дитриха Букстехуде и, отчасти, на ее основе молодой
Бах написал свою Пассакалию. В эпоху барокко подобное подражание (или, быть может, даже некое «соревнование» – это в те годы именовалось «aemulatio») расценивалось как своеобразное музыкальное приношение молодого композитора более опытному, маститому коллеге по цеху – или как своеобразное творческое состязание с ним.
К периоду раннего творчества
Иоганна Себастьяна Баха относятся и хоральные партиты. Произведения в жанре и форме хоральных партит он активно сочинял, когда служил в Арнштадте. «Partior» в переводе с латинского – «я разделяю». Другими словами, партита – это многочастное сочинение – сюита или вариации на ту или иную тему. В случае с Бахом эта тема – лютеранский хорал (или – духовная песня). Так рождалась по-юношески взволнованная, искренняя и в то же время строгая музыка. С этой частью творчества композитора слушатели концерта познакомились на примере
Партит (вариаций) на хорал «O Gott, du frommer Gott» («О Боже, милостивый Боже») в исполнении Дмитрия Ушакова.
Также в программу концерта, посвященного молодому
Баху, вошли Токката, Adagio и фуга До мажор.
В завершении надо отметить, что концерт, посвященный творчеству
Баха, не случайно уже в который возникает в проекте «Орган LIVE». В этом году музыкальный мир отмечает 335-летие со дня рождения великого композитора.