bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

С чего начинается гений?
yb 01

Произнесите слово «орган», и первой ассоциацией, наверняка, будет имя Иоганна Себастьяна Баха. Что совсем не удивительно. Он давно и по праву считается одним из самых великих, известных и влиятельных композиторов всех времен и народов. Причем, наибольшую популярность Баху принесли именно сочинения для органа.

Когда речь заходит о композиторах такого масштаба, воображение послушно рисует умудренного опытом мэтра. Но, согласитесь, всегда любопытно узнать, с чего начинал свой творческий путь тот, чью музыку сегодня сравнивают с космосом. Так родилась идея очередного концерта в рамках проекта «Орган LIVE». Название говорит само за себя «Молодой Бах: рождение гения».

- Есть композиторы, чьи истории хорошо известны и широко растиражированы. Например, Моцарт. Общеизвестный факт: в четыре года он уже начал играть на клавесине, в шесть лет - сочинять музыку. В возрасте восьми-девяти лет создал свои первые симфонии, а в 10-11 лет уже писал произведения для музыкального театра, - рассказывает автор проекта «Орган LIVE» Дмитрий Ушаков. – А вот про ранние годы Баха известно не так много. Тем любопытнее обратиться к сочинениям молодого Баха. Попытаться сопоставить его музыку с его возрастом.

yb 02

yb 03

yb 04

Открыла концерт Пассакалия до минор. Если само произведение достаточно известное, то точная дата его создания не ясна по сей день. Исследователи творчества композитора называют период между 1706 и 1713 годами. В этот период Баху было чуть более 20-ти лет. Возможно, что свою Пассакалию он написал «по следам» и под впечатлением от встречи со знаменитым композитором и органистом Дитрихом Букстехуде. Ради этого знакомства Бах, служивший тогда органистом церкви Св. Бонифация в Арнштадте, взял отпуск и преодолел пешком 400 км до Любека – для того, чтобы познакомиться с творчеством и мастерством Букстехуде, любекского органиста.

Путешествие и новые музыкальные впечатления так увлекли Баха, что в Арнштадт он вернулся только спустя три месяца. Такой «несанкционированный» отпуск обернулся, с одной стороны, серьёзным «нагоняем» от начальства и урезанным жалованьем, а с другой – большим вдохновением. Под впечатлением от Пассакалии ре минор Дитриха Букстехуде и, отчасти, на ее основе молодой Бах написал свою Пассакалию. В эпоху барокко подобное подражание (или, быть может, даже некое «соревнование» – это в те годы именовалось «aemulatio») расценивалось как своеобразное музыкальное приношение молодого композитора более опытному, маститому коллеге по цеху – или как своеобразное творческое состязание с ним.

К периоду раннего творчества Иоганна Себастьяна Баха относятся и хоральные партиты. Произведения в жанре и форме хоральных партит он активно сочинял, когда служил в Арнштадте. «Partior» в переводе с латинского – «я разделяю». Другими словами, партита – это многочастное сочинение – сюита или вариации на ту или иную тему. В случае с Бахом эта тема – лютеранский хорал (или – духовная песня). Так рождалась по-юношески взволнованная, искренняя и в то же время строгая музыка. С этой частью творчества композитора слушатели концерта познакомились на примере Партит (вариаций) на хорал «O Gott, du frommer Gott» («О Боже, милостивый Боже») в исполнении Дмитрия Ушакова.

Также в программу концерта, посвященного молодому Баху, вошли Токката, Adagio и фуга До мажор.

В завершении надо отметить, что концерт, посвященный творчеству Баха, не случайно уже в который возникает в проекте «Орган LIVE». В этом году музыкальный мир отмечает 335-летие со дня рождения великого композитора.