bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Фестиваль соединил два берега – классический и народный
su web

Участниками Фестиваля классической музыка Томской филармонии стали коллективы народной песни и танца Томска и села Мельниково Томской области.

Неклассическая музыка и неклассический танец стали главными героями второго концерта, который состоялся на сцене Большого концертного зала филармонии в рамках Фестиваля-конкурса классической музыки, который впервые организовала и проводит Томская филармония. Но что такое «классическая музыка»? Для многих это образцовые произведения давно прошедшей эпохи, в которую творили гениальные композиторы. Но на самом деле, понятие «классическая музыка», как сказано в Музыкальной энциклопедии, не ограничено какими-либо историческими рамками. Поэтому классическим можно назвать как произведение, созданное в далеком прошлом, так и современное сочинение. Продолжая эту мысль, организаторы фестиваля пригласили к участию коллективы, в чьем репертуаре «классическое произведение» наполнено специфическим содержанием.

Шаг в сторону народного искусства был сделан, чтобы представить один из коллективов филармонии – ансамбль народных инструментов «Сибирские узоры» – в родном для него окружении народного танца и песни. Партнерами по сцене вечером «Сибирским узорам» (художественный руководитель Николай Кузнецов) 11 ноября стали народный ансамбль танца «Сибиринка» (руководитель – Татьяна Слинкина) и ансамбль «Шегарский сувенир» (руководитель – Иван Непомнящих). Вторая причина неклассического искусства в фестивале классической музыки – в его девизе «Искусство объединяет». Действительно, искусство объединило музыку и хореографию, жанры и стили, артистов и публику.

«Песни и танцы нашего времени» – значилось на афише концерта «Два берега». Что такое «наше время»? Ответ на этот вопрос, с одной стороны, дал режиссер концерта Владислав Хрусталев, выстроив драматургию вечера по законам онлайн-концерта. С другой – зрители, которые выражали явное удовольствие, сопровождая исполнение каждого номера горячими аплодисментами.

Впрочем, «онлайн» стал не только сценарным приемом, но и фактом – концерт транслировался в режиме реального времени, и к публике в зале присоединялись онлайн зрители. Действительно, пандемия коронавируса 2020 года перевела техническую связь в разряд основного жанра времени. Выражение «мы в онлайне» или вопрос «встречаемся оффлайн» вошли в лексикон слушателей так же прочно, как уже традиционное предуведомление перед концертом отключить звук на мобильных телефонах. К новым условиям следует отнести и «шахматную» рассадку зрителей, напоминание о соблюдении социальной дистанции и просьбу не снимать маски до конца концерта.

И в этих условиях, которые все еще непривычны и которым до сих пор противится сознание нормального слушателя, народные песни, наигрыши, танцы кажутся еще более родными. Они связывают сиюминутность переживаемого дня с глубокой историей, когда искусство, в том числе и классическая музыка, рождалось из народных обрядов, ритуалов и привычного обихода. И хотя очень далеко по времени отстоят друг от друга эстрадная песня Андрея Эшпая на стихи Григория Поженяна «Два берега», давшая название концерту, и народная мелодия «Утушка луговая», открывшая его, но в восприятии слушателя обе давно стали классикой. Собственно, именно такую «классику жанра» современного народного праздника и представляли все участники концерта.

Настрой на праздник задали музыканты «Сибирских узоров» – Станислав Фельдбейн (домра малая), Максим Алдонин (домра-альт), Игорь Мудрин (баян), Максим Лукьянов (ударные), Николай Кузнецов (балалайка), Вадим Немерещенко (бас-гитара). Свое виртуозное владение инструментами они показали и в импровизации на тему «Утушки луговой» (обработка Виктора Гридина), и в фантазии на тему татарского народного танца «Апипа», и в знаменитой «Калинке» (обработка Веры Городовской). Самым ярким номером оказалась «Цыганочка» (обработка А. Цыганкова, А. Беляева). Причем, почти у каждого музыканта было свое соло, которое по достоинству оценили слушатели.

Именно их ансамблевая игра стала той канвой, по которой вышивали свои песенные узоры солистки Екатерина Дворниченко и Татьяна Кузнецова. В некоторых случаях именно их вокал рождал впечатление от концертного номера. По яркости звучания они, конечно, были царицами сцены. В их исполнении прозвучали, как народные песни «Вы, комарики», «Цвiте тэрен», «Кудёрочки», «При долине куст калины», так и песни советских композиторов «Подари мне платок», «Банька сибирская», «Девчонки танцуют на палубе» («По Ангаре»), «Не держи меня, мать», «Два берега».

Иногда певицы отступали в глубь сцены, чтобы дать возможность артистам хореографического ансамбля «Сибиринка» «проложить» свои «стежки» в общем узоре, как в номерах «Я на печке молотила» (Татьяна Кузнецова), «Встань, пройдись» (Екатерина Дворниченко) и в «Вареньке» (дуэт). Хореография – нечастый гость на филармонической сцене, поэтому любители народных танцев могли порадоваться и мужским трюкам в казачьих танцах – сальто, присядка, бедуинский, «бочонки», так и девичьим дробушкам и вращениям. Безусловно, трюки - это соль и перец русского танца, они запомнились более всего. В целом же хореографическая лексика Татьяны Слинкиной базируется на сибирской школе хореографии.

Гостем фестиваля стал народный ансамбль «Шегарский сувенир» из села Мельниково, впервые вышедший на сцену областной филармонии. На рубеже XX–XXI веков коллектив, созданный 55 лет назад, возродил молодой и талантливый педагог Мельниковской детской школы искусств Иван Непомнящих. В их репертуаре есть и обработки народных песен, и произведения русских композиторов. Гости с другого берега Томи и Оби представили два номера: знаменитый вальс «Амурские волны» Макса Кюсса прозвучал в переложении для баяна, домры малой, гитары, гуслей и контрабаса-балалайки, а затем солистка ансамбля Юлия Щербина исполнила песню «Первое свидание».

Парный конферанс Ксении Измайловой и Владислава Хрусталева, сопровождавший весь концерт, связал в единую тематическую ткань разнохарактерные и разножанровые произведения. Дуэт ведущих, которые примерили на себя роли грустного и веселого клоуна, добавил в лирический концерт хорошую толику «перчика и соли».

Мостом, соединившим народное искусство и классический характер фестиваля, стала ансамблевость исполнения – черта, присущая всем участникам концерта «Два берега».

P.S. Следующий концерт в рамках Фестиваля-конкурса классической музыки состоится 24 ноября в Большом концертном зале Томской филармонии. Встречаем гостей из Кемерова – Оркестр народных инструментов Кузбасса под управлением Игоря Новикова.



Текст: Татьяна ВЕСНИНА.