bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Душа звучит виолончелью
yourch 01

«Она – безусловная королева!» Такую ассоциацию мгновенно выдаёт артист Томского академического симфонического оркестра, виолончелист Антон Юрченко на соответствующий вопрос о своем инструменте. И тут же поясняет: «У виолончели широкий репертуар. Она может передать любое настроение, мимолетные впечатления, нюансы чувств и эмоционального состояния. У нее богатые выразительные возможности – по тембру, краскам, динамическим оттенкам».

Многие воспринимают виолончель исключительно как участницу симфонического или камерного оркестра, струнного квартета. Но она может создавать отличные ансамбли с самыми разными инструментами. В этом смысле виолончель очень «дружелюбный» инструмент.

В какой-то момент у Антона Юрченко родилась идея цикла концертов «Виолончель и ее друзья». За проект, направленный на популяризацию виолончельной музыки, в 2018 году Антон стал стипендиатом премии Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства.

Программа «Виолончель, душа моей души», которую музыканты представили 19 ноября в Органном зале Филармонии, стала третьим концертом цикла. На этот раз компанию королеве составило фортепиано. Вместе с Антоном Юрченко на сцену вышла пианистка Дарья Махтаева.

Виолончель и фортепиано не просто органичный дуэт. Очень органичный! Первым известным композитором, который обратил на это внимание и начал сочинять сонаты для виолончели и фортепиано, стал Людвиг ван Бетховен. Объединив в дуэт эти инструменты, он, по большому счету, создал новый музыкальный жанр. Считается, что на такой эксперимент Бетховена вдохновило случившееся в Берлине знакомство с Жаном Пьером Дюпором, французским виолончелистом при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II. Мало того, композитор вывел виолончель на первый план. Раньше фортепиано явно доминировало в ансамблевой музыке, а виолончели отводилась лишь роль «аккомпаниатора». С легкой руки Бетховена виолончель стала равноправным с фортепиано инструментом.

Нужно отметить, что такое сочетание инструментов – непростое как для композитора, так и для исполнителей. Дело в том, низкие звуки виолончели часто заглушаются фортепиано. Чтобы не допустить дисбаланса звука, композитору нужно обладать большим мастерством, а исполнителям – чуткостью и умением работать в ансамбле. Последнее блистательно продемонстрировали Антон Юрченко и Дарья Махтаева, исполнив для гостей вечера Сонату № 2 для виолончели и фортепиано Бетховена.

С большой симпатией относился к виолончели и чешский композитор Антонин Дворжак. О его творческой плодовитости ходят легенды. Едва закончив одно произведение, Дворжак тут же брался за следующее сочинение. Темп работы был взят такой, что композитор не успевал придумывать название для своих новинок. И частенько обижался на коллег по цеху, в частности, на Роберта Шумана за то, что тот уже «разобрал» все оригинальные названия для своих сочинений.

В Америке, где Дворжак три года трудился на посту директора Национальной консерватории Нью-Йорка, он создал два своих знаменитейших произведения: Симфонию № 9 «Из Нового света» и Концерт для виолончели с оркестром. Последний из них по сей день считается самым пронзительным и известным в мире примером выступления виолончели с оркестром. А между этими двумя большими произведениями Дворжак сочинил Рондо для виолончели и фортепиано, которое прозвучало со сцены Органного зала Томской филармонии.

Виолончель вдохновляла композиторов разных эпох. В их числе аргентинский композитор и выдающийся музыкант Латинской Америки Альберто Хинастера. Его произведения по праву относят к лучшим образцам музыки XX века. В программу своего концерта Антон Юрченко и Дарья Махтаева включили «Пампеану» № 2, рапсодию для виолончели и фортепиано Хинастера.

Под занавес музыкального вечера прозвучала Молитва для виолончели и фортепиано Эрнеста Блоха, окончательно убедив собравшихся в зале: права была Марина Цветаева, назвавшая «виолончель – наисовершейнейшим воплощением души».