bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ОРКЕСТР, который может все!
nv_01.jpg

ОРКЕСТР, который может все!
24 ноября участником Фестиваля классической музыки станет Оркестр народных инструментов Кузбасса


Кемерово, как и Томск, стоит на Томи. Но не только эта природная артерия соединяет два города. Есть еще и творческие каналы между двумя филармониями сопредельных регионов. Именно по этим давно налаженным каналам 24 ноября прибудет в Томск Оркестр народных инструментов Кузбасса. Он станет гостем и участником Фестиваля классической музыки, который проводит Томская филармония. Музыканты из Кемерова представят программу, посвященную 30-летию с момента основания коллектива.

Какой смысл вложен в название концерта «Больше, чем оркестр»? Что ждет томского слушателя? И как оркестр народных инструментов вписывается в понятие «классической музыки»? Время или слушатель влияет на репертуар коллектива? На эти и другие вопросы отвечает художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов Кузбасса Игорь Новиков.

- В исторической справке нашего коллектива указано, что он гастролировал в Томске, но когда – не известно. По крайней мере, меня еще не было, - признается Игорь Иннокентьевич (он занимает пост худрука и главного дирижера с 2010 года. – Т.В.). – На моей памяти и, думаю, в XXI веке, мы первый раз будем выступать перед томичами.


БОЛЬШЕ, ЧЕМ…

- Вы к нам приезжаете на праздник, потому что выступаете в рамках фестиваля. И хотя он называется Фестиваль классической музыки, но его девиз «Искусство объединяет», и мы рады принимать у себя Оркестр народных инструментов. И все-таки очень интересно, с какую же музыку вы везете?

- Мы, конечно же, привезем самые лучшие произведения, написанные для оркестра народных инструментов. А чтобы соответствовать формату фестиваля, исполним произведения композиторов-классиков, но будут и современные произведения, которые уже считаются классикой. Прозвучит и «Гранада», известнейшее сочинение, и «Памяти Карузо» (если помните, его исполняли три знаменитых тенора). Будет и исключительно народная музыка, и народное пение. Мы привезем и совершенно новые сочинения, которые еще публика не знает.

Почему мы назвали концерт «Больше, чем оркестр»? Тому есть две причины. Во-первых, у нас очень дружный коллектив. Он почти, как семья. Дружат даже семьями.

Во-вторых, мы всегда расширяем рамки нашего репертуара в жанровом отношении. Исполняем произведения разных жанров, стилей, направлений, в том числе и нехарактерных для русских народных инструментов – это и джазовая музыка, с настоящими импровизациями, и программы с исполнителями, с которыми никто из русских оркестров никогда не сотрудничал, как, например, с великолепным цыганским трио «Лойко» из Санкт-Петербурга. В 2019-м году они были номинированы на премию «Грэмми». С этим коллективом мы сделали несколько программ.

В-третьих, 17 декабря мы отметим 30-летие нашего коллектива. И в честь нашего юбилея, в этом концерте мы попробуем не только сыграть, но и спеть! Спеть всем оркестром. То есть представим "хоровое исполнительство".

- «Даже спеть»! Ну, тогда действительно – это больше, чем оркестр! Но я бы назвала еще одну причину, почему вы – больше, чем традиционный оркестр народных инструментов. Судя по видеозаписям, вы используете не только балалайку, баян, домру, но и жалейку, окарину, свитульки, еще какие-то инструменты, сегодня редко звучащие. Расскажите, пожалуйста, как появились в вашем оркестре эти, с одной стороны, традиционные народные инструменты, но, с другой, ставшие уже «экзотическими». И услышит ли их Томск?

- Это вообще наша «изюминка». Есть только один коллектив, который так же, как и мы, использует старинные народные инструменты, - это оркестр народных инструментов имени Осипова. Когда я работал в этом оркестре в начале 2000-х, духовики играли на рожках. Больше я не встречал коллективы, где бы звучали старинные инструменты. Нам повезло! У нас есть Юрий Ткаченко, артист нашего оркестра, который занимается производством этих инструментов, делает своими руками и сам же на них играет.

С Юрой мы когда-то учились в Кемеровском музыкальном училище (было это в начале 80-х). Он был чуть старше – на два курса, и я знаю, что Юра уже тогда увлекался производством духовых народных инструментов. У него сегодня огромный парк их. Он не только изготовляет, но и собирает старинные инструменты, реставрирует их. В его коллекции есть и ренессансные лютни, волынки, ударные инструменты. И в Томске Юрий Ткаченко сыграет и на волынке, и на жалейках, и на окаринах.

Очень жаль, что забыли об этих удивительных "голосах". А у нас был целый концерт, посвященный старинным духовым инструментам, - «От жалейки до волынки». И центральной фигурой этого концерта был Юрий Ткаченко.

- Как я полагаю, старинные инструменты - это не только особая краска в палитре оркестра, но и особый репертуар.

- В свое время композиторы, которые писали для народных инструментов, использовали в своих сочинениях и жалейки, и гудочки. Допустим, были специальные сочинения – для жалейки и оркестра народных инструментов. Надеюсь, наш репертуар для этих «голосов» пополнится. Я недавно познакомился с одним великолепным композитором из Санкт-Петербурга – Евгением Петровым. У него есть Концерт для вокального народного ансамбля, и в партитуре - партия жалейки. И у меня возникла мысль – исполнить этот Концерт с фольклорным ансамблем «Рождество» из Новосибирска (руководитель Ольга Гурина) в ближайшем будущем в нашей филармонии.

- Вместе с оркестром будет выступать Дмитрий Ганин. Он очень хорошо известен томской публике. Мало того, что он родом из Томска, здесь окончил музыкальное училище (ныне колледж), но он еще и пел в опере «Ермак», которая была поставлена силами Томской филармонии. Что Вы ему доверили исполнять?

- С Дмитрием как солистом нашей филармонии у оркестра самые тесные творческие контакты. Он много работает в наших абонементных концертах, особенно в детских концертах. В Томске он будет работать в двух блоках – народные песни и зарубежная эстрада.


НАРОДНИК ПО ДУХУ И СУДЬБЕ

- А ведь можно на название «Больше, чем оркестр…» взглянуть через призму вашей биографии. Как так получилось, что человек с консерваторским образованием, пройдя стажировку у самого Арнольда Каца, поработав с симфоническим оркестром, на телевидении, создав камерно-музыкальный театр, поставив несколько успешных спектаклей, вдруг уходит в «народники»? Или все-таки не вдруг?

- Не вдруг. Во-первых, Кемеровское музыкальное училище я окончил по классу баяна. Во-вторых, и в Новосибирскую консерваторию я тоже поступил по классу баяна. И только в ассисентуре я уже стажировался у Арнольда Каца. Но пока работал в Новосибирской консерватории, я вел ансамбль народных инструментов. Потом был приглашен в оркестр Новосибирского радио и телевидения. Опыт работы с оркестром народных инструментов у меня был уже. И не забывайте: меня пригласил поработать с прославленным оркестром имени Н.П. Осипова сам Николай Николаевич Калинин, тогдашний художественный руководитель и дирижер.

- Какую роль в вашей судьбе сыграла встреча с Калининым ?

- Огромную. Конец 90-х–начало 2000-х – еще не пришли в себя после дефолта, никаких перспектив, настроение пессимистичное, обстановка везде мрачная. А Красноярск проводит конкурс дирижеров – и я решил поехать. Солидное, маститое жюри возглавлял как раз Николай Николаевич. Наше знакомство и произошло на этом конкурсе, где я стал дипломантом. Как это часто бывает, голоса разделились. Кому-то я понравился, кому-то нет. И вот после гала-концерта, когда мы, конкурсанты, общались с членами жюри, ко мне подошел Калинин, сказал, что я ему понравился и пригласил к себе в оркестр.

Я воспользовался его предложением – собрался вещи (хватило одной сумки) и переехал в Москву. Стал работать с оркестром, ассистировать Николаю Николаевичу, познакомился с артистами. Он был не только художественным руководителем оркестра имени Осипова, но и работал в других городах, в частности в Смоленске. И там я тоже был правой рукой Калинина. Тогда у меня возникли новые знакомства, связи с профессиональными музыкантами. Так что это знакомство дало мне очень многое. Уже когда работал в Кемерове, то ко мне стали приезжать эти музыканты, и мы делали совместные программы.

Что касается театра, то это моя любовь. Еще в консерватории очень увлекся музыкальным театром. И, в начале 90-х, организовал первый камерный музыкальный театр за Уралом, подобные театры были только в Москве и Санкт-Петербурге – театры Бориса Покровского и Юрия Александрова. Мы делали спектакли, снимали, делали кино.

А народный оркестр на моем жизненном пути был всегда. Потому что после смерти Николая Николаевича я возглавил Смоленский оркестр. Пока меня не пригласили в родной город – Кемерово. Главная причина вернуться – личная. Здесь жила моя первая любовь, к которой я просто на крыльях прилетел. К тому же, атмосфера Смоленска и еще больше атмосфера оркестра стала тяготить. А тут давали свой оркестр!


ЧТОБЫ БЫЛО ВЕСЕЛЕЕ

- С какими идеями вы пришли в Оркестр? Была ли у Вас программа?

- Программа – только развитие, развитие и развитие. Расширение жанровых границ. В Томске мы покажем такие сочинения, которые не исполнялись никогда – будут и джазовые, и эстрадные, и диксилендовые вещи. В коллективе есть еще один дирижер, который занимается аранжировками джазовых и классических сочинений для народных инструментов.

Еще одна из главных целей – исполнительская культура. Я достаточно много ездил по России, работал с другими оркестрами (симфоническими, народными, духовыми) и знаю не понаслышке, что редко дирижеры скрупулезно относятся к культуре звука. И хотя мы живем в провинции, но я добиваюсь, чтобы оркестр всегда был на высоте. Чтобы исполнительская, музыкальная культура, то есть распоряжение звуком, была на уровне лучших оркестров. То есть копаюсь в мелочах. Но это важные мелочи.

- Ваши «эксперименты» с жанрами, инструментами, солистами вызваны изменившимся слушателем или изменившимся временем?

- Наверное, и то, и другое. Конечно, наш основной слушатель – это люди предпенсинного и старшего возраста, но приходят и молодые. Есть тесная взаимосвязь между тем, что мы исполняем и возрастом зрителя. Когда мы стали расширять границы жанров, к нам потянулся другой слушатель – молодой. Культура звука, который мы практикуем, тоже влияет на возрастной и качественный состав аудитории. Когда человек приходит на наш концерт и получает эстетическое наслаждение, радость, улыбки, то однозначно, он придет к нам еще раз. До пандемии у нас всегда были полные залы. Потому что знают, что оркестр народных инструментов Кузбасса их ожидания не обманет.

И время тоже изменило нас. Нельзя сейчас находиться только в рамках народного творчества. Потому что репертуар, который был создан еще в прошлом веке, уже чуть подустарел и по языку, и по стилистике. Хотя мы, безусловно, сохраняем традиции. И мы вставим в программу сочинения композиторов прошлого, которые писали специально для оркестра народных инструментов. Исполняя переложения современных композиторов, мы даем этим авторам возможность понять, что они могут писать и для нас, народников. Потому что оркестр народных инструментов может практически все!


… Когда интервью было закончено, пришло известие, что решением губернатора Кемеровской области Оркестру народных инструментов Кузбасса присвоен статус «Губернаторский». Приказ вступает в силу с 1 декабря 2020 года. Томская филармония поздравляет коллег с присвоением почетного статуса и приглашает томичей разделить радость с соседями! Ждем на концерте 24 ноября в Большом концертном зале.

Интервью вела: Татьяна ВЕСНИНА