Проект «Орган LIVE» - не только возможность провести вечер в компании с отличной музыкой. Это еще и знакомство с эксклюзивными во всех смыслах произведениями. Таким знакомством стал онлайн-концерт
«Музыка, которая не звучала никогда», собравший слушателей у экранов и мониторов в понедельник,
23 ноября.
В этот вечер состоялась полноформатная российская премьера – впервые за долгие десятилетия звучала музыка саксонского композитора и органиста Ганса
Фэрманна.
Фэрманн жил и творил в конце XIX – начале XX века в Дрездене. Он написал около 90 произведений, в том числе хоровые сочинения и сочинения для органа, камерные композиции, оратории, концерты для органа с оркестром. Тем не менее, плодовитый и далеко не самый плохой композитор оказался незаслуженно и надолго забыт.
Без объективных причин, впрочем, не обошлось.
- Музыкальный издатель Отто Юнне, много и с удовольствием издававший ноты произведений
Фэрманна, перед печатью, как положено, делал гравировки этих нот на медных досках. Все они хранились в архивах издательства. Но в самом конце Великой Отечественной войны, во время бомбежки все гравировальные доски издательства вместе с архивом были полностью уничтожены, - рассказывает автор проекта «Орган LIVE»
Дмитрий Ушаков. – Сегодня в Интернете можно найти отсканированные копии некоторых изданий довоенных лет, в том числе, ноты десяти с лишним органных сонат
Фэрманна. Они дают представление о том, каким талантливым композитором был Фэрманн, и сколь виртуозно он сам играл на органе: его сонаты, в особенности начиная с 4-й, экстремально сложны для исполнения, а одна из сонат полностью написана в трио-фактуре (как трио-сонаты
Баха) – это вообще самое трудное, что можно себе представить для органа. Не случайно современники называли Фэрманна Рихардом
Штраусом органной музыки и ставили в один ряд с Максом
Регером за смелость и фантазию. А некоторые утверждали, что в этой самой смелости и фантазии Ганс
Фэрманн даже превосходил
Регера.
Фэрманн был талантливым педагогом, весьма, почти болезненно, ценившим пунктуальность и умевшим собрать вокруг себя перспективных студентов. За 47 лет преподавания в университете он оказал влияние на сотни учеников. Не просто так в те годы
Фэрманна величали «отцом саксонских органистов» и говорили о целой «школе
Фэрманна».
Для слушателей своего онлайн-концерта Дмитрий Ушаков выбрал Сонату для органа № 3 си-бемоль минор в 4-х частях на тему «B-A-C-H» – как назвал её сам автор, «сонату в симфонической форме». Произведение сложное, протяжённое и очень красивое, написанное в стиле позднего романтизма. Эта соната как нельзя лучше демонстрирует мелодизм, отличающий все произведения Ганса
Фэрманна, и его потрясающее полифоническое мастерство.