bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ВСЕЛЕННАЯ В «КВАДРАТЕ»
q 03

ВСЕЛЕННАЯ В «КВАДРАТЕ»
Московский квартет «Черный квадрат» восхитил томичей фантазиями на тему классики


Быстрый ритм ударов по тарелкам Игоря Ямпольского и вибрирующие басы контрабаса Ираклия Долидзе вместо традиционного пиццикато виолончелей. Крадущиеся аккорды фортепиано Ольги Кияшкиной вместо ровного воздуха деревянных духовых. Так начинается «Путешествие Пер Гюнта» в изложении «Черного квадрата». Импровизации создают тот фундамент, на которой флейта Зои Вязовской легко и изящно укладывает свои фразы. И вот уже слушатели узнают в этой фантастической архитектуре знакомую тему Грига «В пещере горного короля». В прошлом году эта фантазия «Черного квадрата» прозвучала в телевизионном конкурсе «4х4» - и победила! А нынче квартет Ольги Кияшкиной покорил им слушателей ее родного Томска.


ФАНТАЗИИ, ДИАЛОГИ, ИМПРОВИЗАЦИИ

- Мы ехали по заснеженному Томску, и я не узнавала свой город, - признается Ольга в разговоре за несколько минут до начала репетиции.

Снег – импровизатор изменил привычные очертания, фактуру домов и соткал новую мелодию Томска.

К родителям Ольга приезжает регулярно – старается хотя бы раз в полгода. Иногда одна, иногда с дочерью. В нынешнем ноябре – со своим квартетом. «Черный квадрат», созданный ею 12 лет назад, и раньше давал концерты в Томске, но на сцене филармонии - впервые. Сибирский тур квартета поддержало Министерство культуры Российской Федерации в рамках проекта «Всероссийский филармонические сезоны».

Пандемия поменяла дату – с 27 марта на 17 ноября, но последняя цифра «7» - оказалась счастливым магнитом. В Органном зале почти аншлаг (если можно принять за аншлаг «шахматную» рассадку). Среди слушателей – знакомые, друзья Ольги и те новые слушатели, которые открыли для себя «Черный квадрат» благодаря конкурсу телеканала «Культура».

Телевизионный конкурс, по словам Ольги Кияшкиной, - первый большой результат развития квартета, который она создала 12 лет назад, достроив к двум «сторонам» - фортепиано и флейта еще две «стороны» - контрабас и ударные инструменты. За двенадцать лет жизни имена сторон «Черного квадрата» менялись, особенно стороны «бас» и «ударные». В том составе, в котором квартет приехал в Томск, «Черный квадрат» выступает с января 2020 года.

- К тому результату, что показали на состязании квартетов, мы шли долго – целых 11 лет, - говорит Ольга. – Искали свой стиль. Сначала позиционировали себя как квартет, играющий кроссоверную музыку. И даже выступали на конкурсе в Санкт-Петербурге, который устраивал «Терем-квартет». Но вскоре поняли: у нас не так. Поэтому сегодня в позиционировании квартета не используют термин «кроссовер». Хотя произведения в жанре попурри сохраняются.

- Основной жанр нашего квартета – это фантазия, - утверждает Зоя Вязовская, - то есть мы всегда обращаемся к какой-то теме. И темы идут от классиков – Баха, Бетховена, Грига до самых современных произведений. Наша концепция в том, что мы вступаем в многочисленные диалоги с гениями современности и прошлого, продолжая их сочинения, развивая новые структуры на базе, которая была заложена ими.

q 01

q 02

q 08

q 09


ПУТЕШЕСТВУЯ ВМЕСТЕ С ГРИГОМ

Московские гости начали с фантазии на тему «Шутки» Баха – ее вполне можно причислить к визитной карточке «Квадрата». Во-первых, потому что одна из первых композиций в репертуаре квартета. Во-вторых, потому что отражает стиль и принцип работы коллектива.

- Над «Шуткой» Баха трудилось много музыкантов, которые приходили и работали в квартете. Они уходили из «Черного квадрата», и вместе с ними уходила та версия «Шутки», которую они играли. Ведь юмор у каждого свой, поэтому произведение менялось вместе с исполнителем, - так во вступительном слове к слушателям пояснила Зоя Вязовская.

В квартете она не только солистка, но и ведущая концертов - образование музыкального теоретика обязывает.

В версии, которую услышали томичи, тему начинали Игорь Ямпольский (ударные) и Зоя Вязовская (флейта), и уже после нескольких знакомых баховских фраз к ним присоединялись Ольга Кияшкина (фортепиано) и Ираклий Долидзе (контрабас). А далее шли импровизации на ударных, контрабасе, фортепиано и, наконец, флейте. Надо сказать, что флейте и в других композициях всегда поручено вести главную тему.

Но мы играем и авторскую музыку, в том числе и ту, что написана нами в процессе репетиции.

Процесс создания музыки для квартета – всегда увлекательный, загадочный, с неожиданным результатом даже для самих участников. Потому что никто не знает, что получится в результате фантазирования.

- Когда встречаемся – мы пытаемся записать свои идеи, сформулировать, сконструировать, сыграть. Потом что-то очень долго в музыке меняется, а в итоге – не совсем первоначальная идея, - говорит Ольга.

Именно такая трансформация происходила с пьесой Грига «Пер Гюнт», с которой «Черный квадрат» прошел в финал телевизионного конкурса. Музыканты создали несколько версий путешествия героя Ибсеновской драмы. Есть у них «Пер Гюнт» в Испании – там приоритет отдан ритму, поэтому колорит создают ударные и басы. Томск услышал, как Пер Гюнт путешествует по Японии и посещает священную гору Фудзияму. И здесь японский колорит рисовало фортепиано, а ударные и контрабас делали отдельные «мазки», чтобы погрузить слушателей в состояние медитации. И, наконец, флейта, ведущая григовскую тему, в итоге стала дышать в том же ритме медитативного любования природой. А соло контрабаса в конце как будто наперекор флейте размывало границы первоначальной музыки Грига, уводя героя в современность…

- Пьеса «Пер Гюнт» написана изначально Анной Староверовой, но она много раз перерабатывалась и изменялась, - поясняет Зоя. - И сейчас мало узнаваема даже для самого автора. Анной написан и «Полет шмеля» на тему музыки Римского-Корсакова. Это «Второй полет шмеля» - так я представляю эту композицию слушателям.

- Да мы сотрудничаем с разными композиторами, которые сочиняют для нас некую общую структуру, а потом она отдается в квартет, и каждый из солистов ее дополняет тем, что хочет сам выразить, - продолжает мысль Ольга. - Иногда мы начинаем играть, и кто-то что-то предлагает, начинаем разговаривать – рождаются ощущения. Из ощущений рождаются концепты и сюжеты. И всего моделируется форма и выразительные средства.

q 04        q 05

q 06        q 07 

СКАЗОЧНЫЕ МИРЫ «ЧЕРНОГО КВАДРАТА»

Именно так и родился проект–квест «Сказки Средиземья». Подсказан он, конечно, Джоном Толкиеном и Клайвом Льюисом, и киномузыкой Говарда Шора и Джона Уильямса. Но первый толчок к созданию квеста дал фонд Бельканто в Москве. Предложение участвовать в программе, посвященной киномузыке, и привело к написанию своей «Нарнии», так как квартет не играет чьи-то готовые саундтреки. Начали с нуля, и получилось очень хорошее взаимодействие и интересная пьеса. Но, как признается Ольга Кияшкина, тема киноклассиков появляется очень поверхностно. Скорее, это писатели побуждают к фантазии.

– Наши фантазии образны и атмосферны. У нас тоже есть платяной шкаф, - рассказывает Ольга, - и в музыке чувствуется, как Люси открывает шкаф и оказывается в Нарнии. Когда Игорь начинает соло по тарелочкам, ты погружаешься в эту волшебную атмосферу сказочности – и все. В ней находишься, пока не закончится музыка.

Ольга права: музыкальные фантазии «Черного квадрата» настолько атмосферы, что впадаешь в состояние транса, и тебе уже не важен «ребус», который ты тщился разгадать – где, чья музыка и тема, а важно то, как музыка проникает в тебя и какие фантазии будит, какие образы рисует. Те же «Сказки Средиземья», которые в Томске прозвучали впервые, перенесли не просто в вымышленный мир фэнтези, но увели в страну детства. Кстати, импульсом же для создания такой фантазии стали дочки Зои и Ольги.

- Дети очень многое навеяли, - признается создательница квартета. - Когда Зоя пришла в квартет, мы стали делать детские программы. Теперь у нас есть «Нарния», «Кельтские легенды», где звучит ирландская музыка и кельтская арфа, на которой играет Зоя. Мы много сотрудничаем с песочной анимацией.

Дети же подсказали и идеальный ответ на постоянный вопрос, который задают музыкантам по поводу названия.

- У этого названия куча разных историй, - рассказывает Зоя Вязовская. - Конечно, первая ассоциация – живописная, Малевич. А что такое Малевич? Это когда на смену солнцу – кругу пришла форма квадрата, другая структура. Это новый взгляд на привычные вещи, даже на сами собой разумеющиеся. Вторая ассоциация подсказана детскими рисунками. Они нарисовали черный квадрат. Естественно, пустым квадрат не остался – внутри него целая Вселенная, удивительные миры. Но эта Вселенная всегда обладает четкой незыблемой структурой. Вот на этих принципах и был основан квартет. И поэтому каждый концерт «Черного квадрата» – это взрыв эмоций.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ