Орган – инструмент, который может и умеет удивлять. Убедиться в этом слушатели Томской филармонии могли неоднократно. Король инструментов звучал в темноте, составлял дуэты с саксофоном, трубой и виолончелью, на нем исполнялись саундтреки из культового фильма «Игра престолов» и другая не менее неожиданная музыка.
На этот раз, 25 ноября,
Мария Блажевич пригласила слушателей на «классический» концерт. Правда, классический только в том смысле, что в этот вечер звучали произведения исключительно для органа. А вот программа все равно была необычная. В нее вошли сочинения, в силу разных причин редко исполняемые музыкантами. Отсюда название концерта –
«Забытые страницы органной классики».
- Этот концерт вряд ли бы состоялся, если бы пандемия, - рассказывает
Мария Блажевич. – Свободное время, образовавшееся в период весенней самоизоляции, я посвятила разучиванию новых сочинений, до которых раньше никак руки не доходили. А еще вспомнила произведения, которые когда-то играла в консерватории и с тех пор к ним не возвращалась. Эти сочинения объединяет то, что их нечасто можно услышать в органных концертных залах. Но это очень красивая, достойная музыка.
Ни один концерт органной музыки не может обойтись без сочинений
Баха.
Мария Блажевич тоже включила в программу вечера несколько его произведений, которые звучат в органных залах скорее редко, чем часто. В том числе Прелюдия и фуга фа минор, которая относится к так называемому веймарскому периоду (1708-1717 годы). Это было очень плодотворное для композитора время. Вот только подлинники сочинений того периода были утеряны, из-за чего авторство всех произведений, созданных
Бахом в тот период, оказались под сомнением.
Вторым номером прозвучало Трио для органа соль минор.
- Органисты всегда с опаской берутся за исполнение трио-сонат. Они требуют от музыканта большого мастерства, - поясняется
Мария Блажевич. – Во время исполнения трио-сонат одна рука играет мелодию на одном мануале, другая – совершенно другую на втором мануале, плюс не менее важную роль играет педальная клавиатура. Это достаточно сложно в плане координации. Поэтому одна из шести знаменитых трио-сонат Баха обязательно входят в программу экзаменов, а также всевозможных конкурсов органистов. Помимо трио-сонат у Баха есть и отдельные трио, которые исполняются редко. Одно из них – Три соль минор.
Еще одно произведение
Баха в программе концерта - Фуга на тему «Магнификат», которую тоже нечасто услышишь на органных концертах. Магнификат – один из восьми древнейших христианских гимнов, хвалебная песнь Богородице. Свой «Магнификат» Бах приурочил к Рождеству 1723 года.
Сыновья
Баха,
Карл Филипп Эммануил и
Иоганн Кристиан, которые тоже были не лишены композиторских способностей, сегодня не настолько популярны в музыкальных кругах, как их знаменитый отец. Но в свое время оба были очень известны.
Карл Филипп Эммануил прославился среди современников, в первую очередь, как виртуозный клавесинист и автор музыки для этого инструмента. Для концерта
Мария Блажевич подготовила три его пьесы для механических часов, которые композитор написал по заказу Фридриха II. В XVIII веке музыкальные часы были изысканным и дорогим удовольствием. Позволить себе такую роскошь могли только представители аристократии. Еще одним поводом для гордости была музыка, звучавшая «из часов». Особенным шиком считалось, если она написана по заказу известным композитором.
-
Карл Филипп Эммануил написал 15 пьес для часов. Но ноты были утеряны, и потому эта часть его творчества долгое время оставалась нам неизвестна, - поясняет
Мария Блажевич. - Лет 10 назад рукопись была найдена. Мне показалось, что эта потрясающая музыка имеет право войти в программу редких органных сочинений.
Младшего сына великого композитора,
Иоганна Кристиана, называют «миланским Бахом». Он перебрался в Италию, где вскоре получил место в соборе Милана и добился признания как оперный композитор.
Иоганн Кристиан был композитором из «другого» мира, нежели его отец: писал совершенно иную по стилю музыку, с удовольствием использовал в своих сочинениях новые инструменты. Но вместе с тем есть Фуга до минор (из клавирной сонаты), где он подражает отцу. Услышать ее и оценить «диалог» композиторов могли гости вечера.
Концерт
«Забытые страницы органной классики» стал музыкальным путешествием по разным временам и странам. Из эпох Барокко и Классицизма гости вечера вместе с музыкой Роберта
Шумана перенеслись в эпоху Романтизма. Орган в этот период ушел на второй план, композиторы-романтики отдавали предпочтение фортепиано. В том числе разновидности этого инструмента – педальному фортепиано, которое, к слову, органисты использовали для своих домашних занятий. Произведения для педального пианино создавали
Гуно,
Сен-Санс,
Алькан и другие романтики.
Мария Блажевич исполнила 4 эскиза
Шумана для педального фортепиано в переложении для органа.
В 2020 году исполнилось 150 лет со дня рождения французского органиста и композитора
Луи Вьерна. Несмотря на практически полную слепоту, он был титулярным органистом легендарного Notre-Dame de Paris, преподавал в Парижской консерватории и
сочинял музыку. Две его музыкальные зарисовки – Сommunio и Колокола - вошли в программу вечера.
Еще одна фамилия в афише концерта «Забытые страницы органной классики» -
Зигфрид Карг-Элерт. Произведения этого немецкого композитора, жившего в начале XX века, в России исполняются очень редко. А вот в современной Германии и Нидерландах композитора боготворят, считая его творчество продолжением музыкального наследия
Баха. Гостей вечера
Мария Блажевич познакомила с Пассакалией на один из самых мистичных лютеранских хоралов «Иисус, моя радость».
Под занавес вечера прозвучали произведения французского органиста и композитора XIX века
Луи Джеймса Лефебюр-Вели. Он прославился тем, что создавая музыкальные импровизации для церковной службы использовал «попсовые» мелодии своего времени. Они звучали неожиданно, но всегда очень эффектно. Томичи услышали его Elrvation и Марш.