bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Забытые страницы органной классики
zab 01

Орган – инструмент, который может и умеет удивлять. Убедиться в этом слушатели Томской филармонии могли неоднократно. Король инструментов звучал в темноте, составлял дуэты с саксофоном, трубой и виолончелью, на нем исполнялись саундтреки из культового фильма «Игра престолов» и другая не менее неожиданная музыка.

На этот раз, 25 ноября, Мария Блажевич пригласила слушателей на «классический» концерт. Правда, классический только в том смысле, что в этот вечер звучали произведения исключительно для органа. А вот программа все равно была необычная. В нее вошли сочинения, в силу разных причин редко исполняемые музыкантами. Отсюда название концерта – «Забытые страницы органной классики».

- Этот концерт вряд ли бы состоялся, если бы пандемия, - рассказывает Мария Блажевич. – Свободное время, образовавшееся в период весенней самоизоляции, я посвятила разучиванию новых сочинений, до которых раньше никак руки не доходили. А еще вспомнила произведения, которые когда-то играла в консерватории и с тех пор к ним не возвращалась. Эти сочинения объединяет то, что их нечасто можно услышать в органных концертных залах. Но это очень красивая, достойная музыка.

Ни один концерт органной музыки не может обойтись без сочинений Баха. Мария Блажевич тоже включила в программу вечера несколько его произведений, которые звучат в органных залах скорее редко, чем часто. В том числе Прелюдия и фуга фа минор, которая относится к так называемому веймарскому периоду (1708-1717 годы). Это было очень плодотворное для композитора время. Вот только подлинники сочинений того периода были утеряны, из-за чего авторство всех произведений, созданных Бахом в тот период, оказались под сомнением.

Вторым номером прозвучало Трио для органа соль минор.

- Органисты всегда с опаской берутся за исполнение трио-сонат. Они требуют от музыканта большого мастерства, - поясняется Мария Блажевич. – Во время исполнения трио-сонат одна рука играет мелодию на одном мануале, другая – совершенно другую на втором мануале, плюс не менее важную роль играет педальная клавиатура. Это достаточно сложно в плане координации. Поэтому одна из шести знаменитых трио-сонат Баха обязательно входят в программу экзаменов, а также всевозможных конкурсов органистов. Помимо трио-сонат у Баха есть и отдельные трио, которые исполняются редко. Одно из них – Три соль минор.

Еще одно произведение Баха в программе концерта - Фуга на тему «Магнификат», которую тоже нечасто услышишь на органных концертах. Магнификат – один из восьми древнейших христианских гимнов, хвалебная песнь Богородице. Свой «Магнификат» Бах приурочил к Рождеству 1723 года.

zab 02

zab 03

Сыновья Баха, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Кристиан, которые тоже были не лишены композиторских способностей, сегодня не настолько популярны в музыкальных кругах, как их знаменитый отец. Но в свое время оба были очень известны. Карл Филипп Эммануил прославился среди современников, в первую очередь, как виртуозный клавесинист и автор музыки для этого инструмента. Для концерта Мария Блажевич подготовила три его пьесы для механических часов, которые композитор написал по заказу Фридриха II. В XVIII веке музыкальные часы были изысканным и дорогим удовольствием. Позволить себе такую роскошь могли только представители аристократии. Еще одним поводом для гордости была музыка, звучавшая «из часов». Особенным шиком считалось, если она написана по заказу известным композитором.

- Карл Филипп Эммануил написал 15 пьес для часов. Но ноты были утеряны, и потому эта часть его творчества долгое время оставалась нам неизвестна, - поясняет Мария Блажевич. - Лет 10 назад рукопись была найдена. Мне показалось, что эта потрясающая музыка имеет право войти в программу редких органных сочинений.

Младшего сына великого композитора, Иоганна Кристиана, называют «миланским Бахом». Он перебрался в Италию, где вскоре получил место в соборе Милана и добился признания как оперный композитор. Иоганн Кристиан был композитором из «другого» мира, нежели его отец: писал совершенно иную по стилю музыку, с удовольствием использовал в своих сочинениях новые инструменты. Но вместе с тем есть Фуга до минор (из клавирной сонаты), где он подражает отцу. Услышать ее и оценить «диалог» композиторов могли гости вечера.

Концерт «Забытые страницы органной классики» стал музыкальным путешествием по разным временам и странам. Из эпох Барокко и Классицизма гости вечера вместе с музыкой Роберта Шумана перенеслись в эпоху Романтизма. Орган в этот период ушел на второй план, композиторы-романтики отдавали предпочтение фортепиано. В том числе разновидности этого инструмента – педальному фортепиано, которое, к слову, органисты использовали для своих домашних занятий. Произведения для педального пианино создавали Гуно, Сен-Санс, Алькан и другие романтики. Мария Блажевич исполнила 4 эскиза Шумана для педального фортепиано в переложении для органа.

В 2020 году исполнилось 150 лет со дня рождения французского органиста и композитора Луи Вьерна. Несмотря на практически полную слепоту, он был титулярным органистом легендарного Notre-Dame de Paris, преподавал в Парижской консерватории и
сочинял музыку. Две его музыкальные зарисовки – Сommunio и Колокола - вошли в программу вечера.

Еще одна фамилия в афише концерта «Забытые страницы органной классики» - Зигфрид Карг-Элерт. Произведения этого немецкого композитора, жившего в начале XX века, в России исполняются очень редко. А вот в современной Германии и Нидерландах композитора боготворят, считая его творчество продолжением музыкального наследия Баха. Гостей вечера Мария Блажевич познакомила с Пассакалией на один из самых мистичных лютеранских хоралов «Иисус, моя радость».

Под занавес вечера прозвучали произведения французского органиста и композитора XIX века Луи Джеймса Лефебюр-Вели. Он прославился тем, что создавая музыкальные импровизации для церковной службы использовал «попсовые» мелодии своего времени. Они звучали неожиданно, но всегда очень эффектно. Томичи услышали его Elrvation и Марш.