bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Живое дыхание радости
do 04

Концерт начался с удивления: несколько тактов из Марша «Щелкунчика» Чайковского на фоне логотипа Томской филармонии и заставки «Фестиваль-конкурс классической музыки» возвестили о начале праздника духовой музыки. И дальше с каждым тактом удивление нарастало. Не фанфары, не флейты, не другие духовые первыми подали сигнал к выходу Сводного духового оркестра, а мерные удары малого барабана, к которым чуть позже присоединились удары медных тарелок и литавр. Впрочем, духовой оркестр – больше, чем духовые инструменты, ударные всегда входили в его состав.

Но и на этом удивление не закончилось. Под ритмичную дробь барабана, напомнившую построение на плацу военных или пионерских отрядов на линейке, на сцене появлялись музыканты, а зрители в это время с экрана считывали названия инструментов, из которых состоит этот оркестр и которые участвуют в концерте: «малый барабан», «литавры», «бас-гитара», «туба», «валторны», «тромбоны», «саксофоны», «флейты», «трубы», «кларнеты», «гобои», «тенор и баритон»… По замыслу сценариста и режиссера концерта Василины Сыпченко такое представление оркестра должно было настроить публику на необычное музыкальное шоу.

И необычного было много. Например, два дирижера – Захар Никифоров и Владимир Дорохов, которые вели за собой Сводный духовой оркестр Томской области, который доказал, что духовая музыка – больше, чем музыка для парадов и танцплощадок. Удивление постепенно перерастало в радость, а временами – в восторг.

Ну, подумайте: музыканты едва, успев занять свои места, сразу включались в процесс: они подхватывали уже звучащую музыкальную фразу и продолжали ее. И к моменту, когда на сцену вышел дирижер Захар Никифоров, оркестр уже играл знакомую мелодию из кинофильма «Пираты Карибского моря»! Впрочем, эта «знакомка» предстала в новом звучании – аранжировал и оркестровал музыку Клауса Бадельта Сергей Степанов.

Вот тебе и музыка для площадей! Вот тебе и марши, польки, вальсы, с которыми неизменно ассоциируется духовой оркестр. А Сводный духовой оркестр Томской области взял и жахнул с самого начала мировую премьеру – лирическую пьесу «Приглашение» Анатолия Вареласа, русского композитора, живущего сегодня в Канаде. Нежная, светлая, наполненная солнечными зайчиками и прозрачным счастьем, она плыла, струилась по волнам …памяти. Да, да, памяти, хотя все слушатели – и те, что сидели в зале, и те, что слушали концерт онлайн, слышали эту музыку первый раз. Но Анатолию Вареласу, который откликнулся на просьбу Захара Никифорова и предоставил ноты премьерного исполнения в Томске своего сочинения, удалось отыскать в дальних коридорах памяти каждого слушателя тот самый день, когда именно так звучала трепещущая от радости его душа. В ней можно услышать и поход в кино с друзьями, и мороженое на пляже, и приглашение на прогулку, и, когда звучало соло кларнета Евгения Лукьянчука – манящие глаза…

do 01

do 02

do 03

do 05

do 06

do 07

do 08

Вот так на сцену Большого концертного зала вступила главная героиня вечера – Ее Величество Музыка, которую ведущая концерта Василина Сыпченко сравнила с экстравагантной дамой, которая постоянно меняет стили, жанры, но всегда сохраняет свою суть – загадочную, непостижимую и тем привлекательную. Рассказ музыковеда о качествах музыки, о ее роли в жизни людей, о музыкальных инструментах был поддержан живописным видеорядом (за его создание отдельное спасибо Дмитрию Сечкареву). И слушатели могли воочию убедиться, что музыка с античных времен являлась предметов изображения художников и скульпторов. Такой эстетический разворот в сторону истории искусств разрушил стереотип восприятия духовой музыки как музыки военной или бальной. Более того, в глазах и на глазах у слушателей Сводный духовой оркестр по изобразительным приемам, и тем более по силе воздействия на умы и души сравнялся с симфоническим оркестром.

Придав бестелесному явлению женские черты, режиссер концерта и драматургию концерта выстроила так, что женское начало музыки преобладало. Оно чувствовалась и в знойном танго «Кумарсита» Херардо Родригеса – женскую страсть олицетворяли танцоры ансамбля «Музыка сердца» (руководителиЛилия и Сергей Киреевы). И в волшебной фантазии Мэйнарда Фергюсона на тему из симфонической сюиты «Шахеразада» Николая Римского-Корсакова – загадочную и пленительную суть женщины было поручено воплотить трубе Николая Иванова, и сладостно-высокие обертоны ее голоса заставляли трепетать сердца слушателей.

И даже в маршах (сугубо мужском жанре) слушатель неосознанно искал женщину. Принцессу – в военно-сказочном марше Сергея Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» (специально для этого концерта аранжировку сделал Алексей Пиоттух), Родину в «Марше Победы» Михаила Старокадомского, Жену и Мать, ждущих своих героев с войны в «Марше артиллеристов» Тихона Хренникова… Хотя у войны, известно, не женское лицо. Но какой же духовой оркестр без военных маршей! И женщины их любят не меньше, чем мужчины.

Два распорядителя, два дирижера – Захар Никифоров, концертмейстер группы валторн Томского академического симфонического оркестра, председатель Томского отделения Духового общества России, и Владимир Дорохов, артист (ударные) Томского академического симфонического оркестра, приставленные к Ее Величеству Музыке, показали себя чуткими и корректными интерпретаторами. А Сводный духовой оркестр Томской области – единым живым организмом. Тридцать три музыканта из нескольких коллективов легко находили взаимопонимание с публикой.

Более того, во время исполнения известной песни Матвея Блантера «В городском саду играет» духовой оркестр стал героем лирической театрализованной сценки с тем же названием, когда четыре солиста филармонии – Юлия Шинкевич и Евгений Штейнмиллер, Ирина Макарова и Вячеслав Клименко, выходили на сцену парами, под ручку, как гуляющие в саду влюбленные, и пели, признаваясь друг другу в любви. Не выходя из этого образа, оркестр под управлением Захара Никифорова исполнил фокстрот Артура Полонского «Цветущий май». Внимание зрителей было, безусловно, приковано к четырем танцующим парам. И можно с уверенностью сказать: очень многие дамы в зале в своих мечтах танцевали все тот же фокстрот. И, конечно, вальс. Как же без него, когда играет духовой оркестр?! Вальс как танец и вальс как герой песни Георгия Портнова на стихи Глеба Горбовского «Старинные вальсы» был воплощен на сцене артистами ансамбля «Музыка сердца» и баритоном Евгением Штейнмиллером.

А на экране – духовой оркестр, а точнее джаз-оркестр появился как один из героев фильма «Веселые ребята» Григория Александрова с Любовью Орловой и Леонидом Утесовым в главных ролях. Как верно заметила ведущая концерта Василина Сыпченко, это была первая музыкальная комедия, где были представлены самые различные духовые инструменты. Кадры той незабываемой комедии стали прологом для киномузыки Геннадия Гладкова из фильмов Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и «Формула любви», которая прозвучала в аранжировке Алексея Пиоттуха.

И вновь о женском начале Музыки заставило вспомнить танго NuEvo Астора Пьяццоллы. Сдержанная страсть, передаваемая сначала солирующими тенор-тромбоном Сергея Степанова и тенор-саксофоном Игоря Новицкого, то затихала и уходила в пианиссимо, когда отчетливо слышалось только «сердцебиение» ударных, то наполнялась мощью оркестрового тутти, то трепетала в звуках корнета Александра Ступаненко, а потом скользящей походкой уходила к флейте Евгения Некрасова и далее – к кларнетам Евгения Лукьянчука и Николая Сбитнева… Ричард Гир танцевал на экране, а на сцене музыку любви творил Сводный духовой оркестр Томской области.


do 09

do 10

do 11

do 12

do 13

do 14

do 15

Лёгкое, чистое и в то же время темпераментное, очень современное дыхание пьесы казахского композитора Адиля Бестыбаева «Танец букв» музыки окрылило фантазию слушателей. Это была российская премьера на томской сцене! И она случилась благодаря все тому же Захару Никифорову, который, по его словам, долго охотился за нотами, и, ура! – их удалось достать (читай: купить). Усилия были не напрасны – духовой оркестр показал, что он готов разговаривать на сложном языке современной музыки. И стоит назвать имена тех, кто солировал в этом премьерном исполнении: Евгений Некрасов (флейта), Денис Смирнов (гобой), Евгений Лукьянчук (кларнет), Полина Шестко (кларнет), Всеволод Ивашковский (альт-саксофон), Игорь Новицкий (тенор-саксофон), Ярослав Прокофьев (валторна), Николай Иванов (труба), Михаил Струганов (труба), Артем Федосеев (тенор), Николай Карапотин (баритон), Егор Быков (тромбон), Юлия Ильина (литавры), Дмитрий Мозгунов (ударная установка),

Песня Павла Аедоницкого «Нашей юности оркестр» (аранжировка Алексея Пиоттуха) в исполнении Евгения Штейнмиллера прозвучала как благодарность всем духовым оркестрам, которые сопровождают нашу жизнь и минуты радости, и горькие часы трагедий.

- Духовые оркестры – это наша история. Это наш образец. Это наша классика, - подвела черту под рассказом о духовой музыке музыковед Василина Сыпченко.

А Сводных духовой оркестр Томской области под управлением Владимира Дорохова поставил в концерте восклицательный знак, завершив его военным Маршем Георгия Свиридова из музыки к повести А. С. Пушкина «Метель».


Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Игорь ВОЛК.