bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Битва классики и рока. Финал Фестиваля-конкурса классической музыки
sh_01.jpg

Публику раскачали!
Убедительной победой Дениса Шаповалова завершилась битва классики и рока


Первый филармонический Фестиваль-конкурс классической музыки решено было завершить в необычном формате. Решили и сделали: объявили battle между роком и классикой, соединили два концерта в одном, собрали вместе поклонников симфонической музыки и безбашенных рокеров. Повод для такого зажигательного финала дал приглашенный солист, дирижер и композитор Денис Шаповалов.

На концерте «Rock vs Рококо» он выступал сразу за два лагеря. В первом отделении на стороне классики – как академический музыкант с классическим консерваторским образованием Денис Шаповалов дирижировал, а потом играл на акустической виолончели «Рококо» Чайковского. Во втором – на стороне рокеров как автор рок-симфонии и рок-музыкант Дэнис Вандерлэнд. И вновь играл «Рококо» только на электро-виолончели и рок-вариации на тему, заданную Чайковским.

Именно в перевоплощении Дениса Шаповалова в Дэниса Вандерлэнда и состояла интрига концерта. Программа требовала и от артистов Томского академического симфонического оркестра творческого преображения во втором отделении, чтобы выступить в роли «рок-банды». Впрочем, им это не впервой. Достаточно вспомнить выступления с БИ-2, БГ и «Аквариумом», кавер-группой «Metallika», трибьют-группой Pink Floyd show.


АРТ-ПОДГОТОВКА

Название концерта и особенно брутальный вид маэстро провоцировали на воинственную риторику: «классика первой вышла на битву», «на ее стороне серьезный перевес», «полководец атак – дирижер Шаповалов энергичными жестами направлял движение смычков, энергию духовых и ударных инструментов на условного противника» и еще парочка подобных фраз готовы были уже сорваться с уст, как только зазвучал Марш из балета «Щелкунчик», но…

Любая атака требует подготовки. Вот ее-то и провела Катерина Соколова, выступившая в роли ведущей концерта.

- Классика на рынке, как говорят бизнесмены, уже более 300 лет, а рок-музыка как явление появилась только во второй половине ХХ века, - обозначила она сразу диспозицию конкурентов.

Экскурс в этимологию терминов «рока» и «рококо» помог выявить неожиданные смыслы. Казалось бы, что общего между скалой, валуном, которые по-английски звучат, как «рок», и музыкальным направлением «рок»? Но! Глагол «to rock», что переводится как «качать», уже ближе к музыке. Ведь, как справедливо заметила Катерина, рок – это та «музыка, которая не дает сидеть на месте спокойно – надо раскачиваться, иногда вскакивать, что-то выкрикивать, даже двигаться».

Совсем иное содержание скрывается под «рококо». И чтобы проникнуть в смыслы, надо вспомнить Францию XVIII века, именно там и тогда родился и термин, и стиль, его идеология принадлежит фавориткам короля Луи XV, в том числе небезызвестной мадам де Пампадур, жизненное кредо который - красота во всем, эпикурейство, комфорт и праздник каждый день – нашло свое воплощение в розово-голубых тонах, золотых виньетках и ангелочках.

- Рококо – это предок современного гламура, – резюмировала ведущая. – В музыке та же легкость, изящность, грациозность. И сравните это с музыкой протеста, которая ассоциируется для нас с рок-музыкой. Да, мелодии рок-песен не замысловатые. Но серьезная ритм-секция заставляет людей раскачиваться, испытывать драйв и вести себя совершенно свободно.

Вместе с подготовкой к атаке Екатериной Соколовой была произведена и проверка личного состава слушателей. Как оказалось, среди них примерно половина пришла из-за классики, а вторую половину привлекла рок-симфония и вообще слово «рок». И в той, и в другой «команде» нашлись новобранцы, которые впервые пришли в Большой концертный зал Филармонии, привлеченные необычным форматом.

Как показал опыт, от соединения гламура и протеста, изящества и напора выигрывают все! Тем более, полководцы Денис Шаповалов и Дэнис Вандерлэнд в союзники пригласили самого Петра Ильича Чайковского.

- Раскрою вам страшный секрет, - в самом начале концерта предупредила ведущая, - никакого музыки рококо нет. Наш концерт открывает музыка Петра Ильича Чайковского – композитора-романтика. В этом году ему исполнилось 180 лет со дня его рождения. Чайковский, как и Пушкин, это наше все…


НИЧЕГО, КРОМЕ ЧАЙКОВСКОГО

А для Дениса Шаповалова Чайковский – это все-все, он – тот композитор, кто приносит счастье и удачу. Во-первых, Денис родился в городе Чайковский. Во-вторых, музыка, которую он услышал уже появившись на свет, была музыка Чайковского. В-третьих, именно исполнение «Рококо» на XI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в 1998-м году виолончелисту принесло победу – первую премию. И, наконец, признание для томской публики: «Ничего, кроме Чайковского, до 15 лет не слушал».

- В отличие от идеологов рококо Петр Ильич был человеком глубоким, эмоциональным, и его музыка затрагивает серьезные чувства, - Катерина Соколова продолжала готовить слушателей к атаке классики.

Первая атака завершилась со счетом 4:0 в пользу Чайковского. Все четыре фрагмента из музыки к балету «Щелкунчик» (марш, вальс цветов, трепак, адажио) были исполнены оркестром и маэстро с таким невероятным азартом и так свежо, что пришли в восторг не только приверженцы рока, но и те, кто знает ее назубок, ибо она звучала, как будто ее играли впервые. Впервые не только в этом зале, но и вообще впервые. Кстати, как вовремя подметила ведущая, «премьера состоялась буквально вечера – 19 декабря, но 128 лет назад, в 1892 году».

Что же касается «старины в современной обработке», как представлял свои «Вариации на тему рококо» сам композитор, то в исполнении солиста и оркестра – никакой «старины», никакого легкомыслия, несерьезности, жеманной игривости, как того требует изобретение мадам де Пампадур не было и в помине. Да, было изящество, тонкость вкуса и виртуозность исполнения.

И была та самая глубина переживаний современного русского человека, которая после Чайковского и благодаря ему стала нашей национальной чертой. И если Пушкин дал нам современный русский язык, то Чайковский дал нам современное понимание мира и человека, который не идеален, но прекрасен. Поэтому «Рококо» в интерпретации Шаповалова - это вулкан эмоций, буря чувств, кипенье страсти и в то же время желание созерцать и наслаждаться гармонией.

После блестяще сыгранных вариации Чайковского, можно было бы уже заранее отдать победу классики… Но тут… серьезный, титулованный лауреат множества серьезных конкурсов маэстро Денис Шаповалов повел себя совершенно по-рокески. Он стал подпрыгивать, выражая только радость от того, что сыграл, то ли разминал затекшие от игры ноги.

И это детское выражение радости было принято с восторгом всей публикой. Никакого уже деления на «классиков» и «рокеров» и в помине не было. А слушатели-новобранцы вообще находились в состоянии эйфории – они никогда не видели, чтобы солист еще и дирижировал! А, надо заметить, что Шаповалов дирижировал оркестром не только руками, но и улыбкой, затылком и рокерским пучком волос на голове!


«ШАПОВАЛОВ, ПОДВИНЬСЯ»

И еще не началось второе отделение концерта, где был обещанный рок, как все уже знали, что не классикой единой жив Денис Шаповалов. О чем и предупредила Катерина Соколова еще в начале концерта. А потом и сам Шаповалов подтвердил перед тем, как играть рок-симфонию.

О том, что одежды классической музыки ему стали тесноваты, он догадался уже в 15 лет, когда приехал в Москву продолжать обучение на виолончели в Музыкальное училище при Московской консерватории.

- С первых дней обучения серьезной академической музыки я попал в мир, где рок царил больше, чем даже музыка Чайковского, Бетховена и Гайдна.

А, как известно, все мы родом из детства. Так что Дэнис Вандерлэнд, который приписывает себе авторство рок-симфонии, родился там, в колыбели московской классической школы музыки.

- Вандерлэнд – это такой товарищ, который приходит и говорит: «Шаповалов, подвинься. Теперь наступила моя половина твоей жизни», - смеясь, признался музыкант.

Вандерлэнд – это такой товарищ, который еще и говорит: сменил имя – смени одежду и манеру поведения, держись свободно, раскованно, шути и вообще дыши свободно!

Поэтому на сцене филармонии, в последний день фестиваля классической музыки нашлось месту и шутке, и розыгрышу.

- Я поздравляю вас с 250-летием Людвига нашего Бетховена, - сказала вместо приветствия ведущая концерта маэстро Вандерлэнду. Тот на «ломанном русском» попросил разрешения говорить на чистом русском. И зачислил Бетховена в родители рока. По версии Дэниса Вандерлэнда, именно с шести тактов Пятой симфонии Бетховена (знаменитая тема судьбы) и берет свое начало рок-музыка.

Так что именно на правах двойника Вандерлэнд пришел к Шаповалову, когда тот получил заказ от фестиваля написать музыку, сказал - подвинься. И стал сочинять… симфонию в четырех частях. Между прочим, к этому времени у академического музыканта Шаповалова уже были опусы собственного сочинения для виолончели соло и для виолончели с оркестром, их исполняли на фестивалях классической музыки, но чем больше Шаповалов давил в себе рокера, тем явственнее давал о себе знать Вандерлэнд. И вот тут Шаповалов дал волю двойнику.

И тот воздал должное классике – и Гайдну (вторая часть названа в его честь «Йозеф на каникулах»), и Бетховену (в третьей части мотив «Оды к радости»). Но первая часть «Маршируй и победи» и особенно последняя «Я хочу рок» - это то, что заставляет раскачивать и скалу, и зал, и основы классики.

И действительно начало рок-симфонии заставило вздрогнуть – туба, тромбоны, трубы, а затем и малый барабан вместе с литаврами подали сигнал к бою. И вот уже виолончели пошли в атаку, а за ними альты и скрипки. Флейта звала за собой. А маэстро с высоты своего роста, точно шекспировский Просперо, повелевал музыкальными и воздушными стихиями.

Эта схватка должна была окончиться победой рока. Вне всяких сомнений. Такая мощь музыки может расколоть и скалу! Рокеры в зале торжествовали. Но в каком же неописуемом восторге были «классики». Симфонический оркестр может все! – так с полным правом можно утверждать после томской премьеры рок-симфонии.

Атака на классику не закончилась и после триумфальных оваций, которыми наградила публика маэстро и оркестр за блистательное исполнение симфонии в стиле рок Дэниса Вандерлэнда. Когда Денис Шаповалов взял в руки электронную виолончель (какой же рок музыкант без электронного инструмента!), то на сцене вновь появился Чайковский. Вернее, его улыбка.

Рок-вариации на тему «Рококо» Чайковского Шаповалов-Вандерлэнд написал тоже по заказу фестиваля в Кракове. И тоже в рекордно краткие сроки (работа над рок-симфонией заняла 36 дней). Кстати, и в заказах исполнитель «Рококо» следовал великому Чайковскому – тот тоже писал музыку на заказ, того же «Щелкунчика», например.

- И как у Чайковского, здесь тоже будет «старина в современной обработке», - предупредила Катерина Соколова и без того уже разгоряченную публику. – Потому что будут рок-вариации, которые родились спонтанно. Когда организаторы фестиваля в Кракове попросили Дениса в первом отделении сыграть Чайковского на акустической виолончели, а во втором – Сен-Санса на электровиолончели, то он удивился: «Какая радость от классической музыки, исполненной на электрическом инструменте»? И предложил написать рок-вариации на классические «Вариации в стиле рококо» Чайковского. Тут наступил черед удивляться польской стороне.

А Денис с помощью Дэниса быстро сочинил рок-вариации. … «И тут должно быть громко» - сказала ведущая, подсказывая, как надо правильно воспринимать новое сочинение. Но… электрический инструмент не хотел выдавать громкий звук. Устранив техническую неполадку с помощью звукорежиссера филармонии Михаила Митяева, маэстро Денис Шаповалов, он же Дэнис Вандерлэнд едва не оглушил звуком. Впрочем, даже такая накладка восхитила «классиков». И все почувствовали, как на их глазах творится музыка. После первых, знакомых аккордов произведения Чайковского началась рок-феерия. Да такая, что публика повскакивала с мест! Но какая же нежная каденция была у виолончели после оглушающего грохота рок-вариаций! Музыка приглаживала вздыбленные и волосы, и нервы!

Томск наслаждался возможностью услышать новое сочинение в исполнении автора. Доверять только собственным чувствам – этот совет ведущей очень пригодился, когда надо было подключиться и залу к музыкантам – и ладошками отбивать тот же ритм. А чтобы было легче – Шаповалов с места солиста дирижировал публикой.


В финале решительно невозможно было сказать, кто же победил в этой битве – классика или рок? И была ли это игра в поддавки со стороны классики? Или это рок сделал реверанс в сторону классики? Но совершенно очевидно, что в числе победителей – и музыканты, и слушатели.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Евгений ТАМБОВЦЕВ

sh_02.jpg

sh_03.jpg

sh_04.jpg  sh_05.jpg

sh_06.jpg  sh_07.jpg

sh_08.jpg

sh_09.jpg

sh_10.jpg

sh_11.jpg

sh_12.jpg

sh_13.jpg  sh_14.jpg

sh_15.jpg

sh_16.jpg  sh_17.jpg

sh_18.jpg  sh_19.jpg

sh_20.jpg

sh_21.jpg  sh_22.jpg

sh_23.jpg  sh_24.jpg

sh_26.jpg