bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Да пребудут с нами святая Цецилия и великий Бах!
bi_05.jpg

Зрительские отклики стали поводом рассказать о концертах минувшего года

Рецензия по подсказке зрителей – такого еще не было! Но это не значит, что не может быть. Воспоминания о концерте рождают шлейф приятных эмоций. Думайте о хорошем, чтобы притягивать хорошее – так советуют психологи. Так почему бы не воспользоваться этим советом. И не перечитать отклики в социальных сетях, которые на то и существуют, чтобы общаться, чтобы всегда быть на связи!

В рубрике «Ваши отзывы о концертах», которая появляется на страничке Томской филармонии в начале каждого месяца, были отмечены такие концерты, как «Бах в Ирландии», «Классика в квадрате», «Венский час», «Орган в темноте», «Орган live», «Больше, чем оркестр», «Конкурсный концерт», «Памяти маэстро Сотникова», «ROCK vs РОКОКО», «Юбилей композиторов», «Маскарад», «Сонеты о любви».

В преддверии концерта «Новогоднее конфетти», когда на сцену выйдут Мария Блажевич и Павел Шинкевич, победители филармонического конкурса ансамблевого исполнительства, мы хотим, воспользовавшись подсказкой слушательницы Инессы Бойковой, вспомнить два концерта минувшего года, инициатором которых выступила Мария Блажевич, а вела их Василина Сыпченко.

А в качестве эпиграфа к воспоминаниям взять слова Инессы: «Я посетила "Бах в Ирландии", ВОСТОРГ! На такие концерты можно ходить повторно».


Два органных концерта Марии Блажевич с паузой в один вечер можно считать музыкальной дилогией. При всей разнице тем и прозвучавшей музыки у них есть два очевидных основания, чтобы воспринимать «Баха в Ирландии» и «Легенда святой Цецилии» как цикл.

И первое основание – орган. Король инструментов, который и сам по себе хорош и к тому же умеет объединить вокруг себя разные голоса в красивые ансамбли. Очень многих привлекает именно его звучание. И хотя сегодня даже наш Органный зал заполняется едва ли на 50%, тем не мене находятся люди, которые приходят послушать органные сочинения.

Ведь 20 и 22 ноября звучали произведения европейских композиторов, от Ренессанса до наших дней, которые специально писали для органа. А, возможно, приходят за тем, чтобы музыка перенесла их туда, где они точно никогда не смогут побывать – в средневековую, ренессансную, барочную Европу или Европу эпохи Просвещения или романтизма. Полтора часа, что длится концерт – самое время мечтать, воображать, фантазировать, представлять и чувствовать себя героем иного времени.

Второе основание – это стиль концертного фэнтези по мотивам европейской музыки, который успешно разрабатывает и воплощает Мария Блажевич. Казалось, бы композиторы, которые попали в обе программы – это реальные люди, не чья-то мистификация. Но музыкальный сюжет строится на легендарных и полулегендарных событиях, биографиях, историях, а также на игре в легенду, в которую композиторы втягивают исполнителей и слушателей.


КАК БАХ СТАЛ ИРЛАДЦЕМ

Взять хотя бы программу «Бах в Ирландии». Название ей подарило одноименное сочинение современное немецкого композитора Ханса-Андре Штамма, который очень серьезно изучал гармонию, мелодику ирландской музыки, сравнивал ее с полифонией Баха, и обнаружил влияние ирландской музыки на европейскую. Поэтому его импровизации на тему «Баха в Ирландии» - это некое современное фэнтези. Как Средиземье Г. Шора. Кстати, немецкий композитор знает о том, что в Томске 20 ноября звучали его сочинения, так как он сам присылал ноты Марии Блажевич.

В своих импровизациях на темы Баха его соотечественник, живущий с нами в одно время, соединил кельтскую культуру и традиции исполнения Баха. Но прежде Ханс-Андре Штамм тщательно изучил гармонию, мелодику ирландской музыки. Увлечение культурой Ирландии родило к жизни не только композицию «Бах в Ирландии», но и пьесу для флейты и органа «Ирландская радость». Эту пьесу блестяще исполнили Мария Блажевич (орган) и Евгений Некрасов (флейта).

В честь Ирландии Мария Блажевич и Юлия Шинкевич специально одели платья зеленого цвета. Ведь, как известно, зеленый цвет – национальный цвет этой страны. Однако в программу концерта Мария Блажевич включила и шотландские мелодии – это народная песня «Scotland the Brave,» и старинная песенка «Auld Lang Syne» («Старое доброе время») на слова Р. Бёрнса, а также композиции даже норвежских авторов. Впрочем, группа «Secret Garden» в своем творчестве тоже популяризирует ирландскую музыкальную культуру. Как нежно звучала скрипка Марины Рябовой, как будто звала ту легендарную страну кельтов.

А шуточная ирландская песенка «What we shall we do with the Drunken Sailor»? («Что нам делать с пьяным моряком?»), энергично и жизнерадостно исполненная Юлией Шинкевич, раскрыла еще одну национальную особенность ирландцев – их склонность к употреблению крепких спиртных напитков. О характере жителей Ирландии хорошо сказано в фильме «Титаник» Джемса Кэмерона. Кстати, режиссер не любил ирландские волынки, поэтому в саундтреке к фильму эти национальные инструменты заменены скрипками. На концерты за все скрипки звучала скрипка Марины Рябовой и орган, управляемый Марией Блажевич.

Предвосхищая Новый год и карнавальное шествие героев новогодних шоу, прозвучала новогодняя песня, весьма популярная в Ирландии - «Идущий по воздуху» Говарда Блейка из мультфильма «Снеговик». Для томского слушателя она прозвучала в исполнении Юлии Шинкевич.


ЧТО В ИМЕНИ ЕЕ?

Сюжет концерта о Святой Цецилии опирается на христианскую легенду и европейскую музыку, но фактически является интерпретацией органистки музыкального наследия европейских композиторов - от малоизвестного Палестрина до всем известных Моцарта, Вивальди и Генделя.

На ассоциацию о цикле в жанре концертного фэнтези навел не только орган, но и флейта Евгения Некрасова, скрипка Марины Рябовой, голоса Юлии Шинкевич, Екатерины Клеменс, Ирины Макаровой и Евгения Штейнмиллера. Камерные ансамбли в сочетании с органом – сами по себе интересный сюжет. Ничуть не менее интересный, чем картина Рафаэля, где вокруг святой Цецилии с подобием органа в руках собрались другие «музыканты».

Изображение Святой римской девы-мученицы Цецилии в окружении музыкальных инструментов неслучайно. Начиная с XVI века в католической церкви её считают небесной покровительницей церковной музыки. Вот уже многие годы в музыкальных столицах Европы 22 ноября в День памяти Святой Цецилии известные музыканты дают концерты, где звучит голос, орган и другие музыкальные инструменты.

Именно в этот день в Органном зале собрались и томские музыканты почтить музыкой свою покровительницу – вместе с Марией Блажевич на сцену вышли солистки Томской филармонии Екатерина Клеменс, Юлия Шинкевич и Ирина Макарова.

Образ святой Цецилии не раз воспевался в музыке, литературе и живописи. Но, несмотря на это, до сих пор остается загадкой имела ли реальная Цецилия, жившая в III веке н.э., к музыке какое-либо отношение?

Ответом на этот вопрос стали истории, рассказанные музыковедом Василиной Сыпченко. Несмотря на всю свою противоречивость, легенды рисуют целомудренный образ этой святой, которая не только сама почитала христианские обычаи, но и своего жениха и мужа убедила сохранять целомудрие даже в браке. Согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, когда её вели к венцу. Возможно, эта легенда и стала поводом считать Цецилию покровительницей музыки.

Имя святой Цецилии в разные века и в разных странах объединяла музыкантов. Томск впервые благодаря инициативе Марии Блажевич и Василины Сыпченко присоединился к европейской традиции музыкального приношения.

Дань своей покровительнице музыканты Томской филармонии выразили в одах Пёрсела («Wondorous machine» из кантаты «Hail! Bright Cecilia» - Евгений Штейнмиллер, «The Airy Violin» из кантаты «Hail! Bright Cecilia» - Ирина Макарова), Генделя - «What passion cannot music raise and quell» (Юлия Шинкевич), в и даже в известной теме судьбы из Пятой симфонии Бетховена (орган, Мария Блажевич).

Текст и фото: Татьяна ВЕСНИНА

bi_01.jpg

bi_02.jpg

bi_03.jpg

bi_04.jpg

bi_06.jpg

bi_07.jpg

bi_08.jpg

bi_09.jpg