Юбилейная дата – это не галочка в репертуарном списке симфонического оркестра. Это возможность в очередной раз напомнить миру о Великом композиторе и его музыке. Чайковский - довольно частый гость филармонической сцены, а вот его Патетическая симфония исполняется только по особым случаям.
Сегодняшний концерт на сцене БКЗ Филармонии мы посвящаем 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
Да, юбилейным был прошлый, 2020 год, поскольку композитор родился в 1840-м. И исполнение итогового, пожалуй, самого сокровенного сочинения великого русского композитора – Симфонии № 6, должно было состоятся в первой половине сезона. Но… весь мир был вынужден скорректировать свои планы.
- Отказаться от исполнения этого шедевра – неверно в корне, - говорит маэстро Михаил Грановский. – И посвящение годовщине со дня рождения мы тоже оставляем.
Глубокая и понятная сегодняшнему слушателю музыка была написана Чайковским в конце жизни. Это его итог как композитора и человека. В этой симфонии Петр Ильич рассуждает о вечной теме жизни и смерти. Он рисует ее музыкальными красками, говоря о Боге и дьявольских силах, которые опутывают человека, о блаженстве, трепете, разочаровании, сокрушительных ударах судьбы, воспоминании о радужном минувшем, скорби, тоске, о переходе в небытие... Изумительная по красоте лирическая тема в первой части — символ того недостижимого идеала, к которому вечно стремится душа. И, пожалуй, эта мелодия — одна из самых прекрасных среди лучших мелодий Чайковского.
Чайковский плакал, когда проигрывал эту музыку в своей голове. Тому есть документальные подтверждения. И зрители почти всегда смахивают слезу, слушая это сочинение в зале. Сколько бы раз ни звучала Патетическая, она по-прежнему трогает открытые прекрасному сердца. |