bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Елена Камбурова

Родилась 11 июля 1940 года в городе Новокузнецке.
Детство Елены Камбуровой прошло на Украине,  куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья. Не будучи слишком уверенной в твердых основаниях для поступления в театральный институт, поступила в Киевский институт легкой промышленности, но через два года оттуда ушла и приехала в Москву поступать в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Третий тур Камбурова не прошла: яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра. Тогда и проявился характер: чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку.



На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады. Высшее образование получила позднее, окончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А. В. Луначарского.



Однажды преподаватель училища С. А. Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: "По-моему, это ваше". Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой.



Песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы составили первую программу певицы.
Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Ее пение — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация. Композиторы стали писать специально для нее, в ее жанре, с учетом ее индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений.



Так, вместе с композитором Владимиром Дашкевичем Елена Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины XX века. Среди них — цикл песен на стихи Владимира Маяковского, цикл песен на стихи Александра Блока, на стихи Марины Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра: одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой "Реквием", а другая — "Сохрани мою речь" — на стихи Осипа Мандельштама.  А в 1970-е годы публичное исполнение стихов поэтов Серебряного века с эстрады в условиях их негласного запрета требовало смелости, мужества.



Поэтому имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а ее концерты — глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой, не тайком передавая друг другу запрещенные книги, а наяву — ее выступления подтверждали, что традиция не прервана, что стихи продолжают жить и темы, затронутые в них, по-прежнему актуальны.



Камбурова никогда не ставила перед собой задачу спеть шлягер, поэзия ее песен имеет непреходящую ценность, оттого, может быть, появившись однажды в репертуаре певицы, песня не исчезает и не устаревает, она всегда современна.



Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство — те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в "пении за кадром"; ее голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, не похожий ни на какой другой, звучит более чем в 100 кинофильмов и мультфильмов — Камбурова поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ.



Е. А. Камбурова — народная артистка России (1995), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2000), член Союза театральных деятелей России. Награждена орденом Дружбы (2006) и орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени (2005).



Елена Антоновна мечтает о появлении в Москве приюта для бездомных животных. Собаки и кошки, живущие у нее дома всегда, с детских лет, — родом с улицы.



Живет и работает в Москве.