В Галанте, в небольшом местечке на юго-западе Словакии с XVI века стали проводить ярмарки. А где ярмарка, там и цыгане. Поэтому основное население этого городка, который в XVIII уже входил во владение княжеского дома Эстерхази (вспоминаем сразу Моцарта, Генделя, Сальери, которые служили у князей), составляли дети свободного племени – цыгане. Так что ничего удивительного, что в «Танцах из Галанты» вы услышите знакомый ритм вербункоша – музыку венгерских цыган.
Золтан
Кодай, лингвист, скрипач, композитор и педагог, выпускник Королевской Венгерской академии музыки, ученик французского органиста Шарля
Видора, в молодые годы вместе со знаменитым венгерским композитором Белой
Бартоком занимался сбором венгерского фольклора, ездил по городам и весям Австро-Венгерской империи – так он оказался в Галате. В 1933-м году, в возрасте 50 лет Золтан
Кодай пишет ряд сочинений, в которых возвращается к своим музыкальным корням. Одно из этих сочинений – «Танцы из Галанты».
Кодай вспоминал, что первым оркестром, который он слышал, была уличная цыганская капелла, в звуке которой доминировали не столько струнные, сколько духовые инструменты.
В концерте
Томского академического симфонического оркестра в «Танцах из Галанты» будет солировать кларнет
Евгения Лукьянчука. Для музыканта это первая встреча с музыкой венгерского композитора.
К слову, динамический, танцевальный ритм в этой пьесе будет создавать ансамблевое звучание гобоев и кларнетов, которых поддерживают два фагота, тромбоны, а струнным отведена роль лирического героя.