Одно и то же время года каждый воспринимает по-разному. Многое зависит от мировосприятия, характера, жизненных обстоятельств, мыслей, которые занимают человека в данный конкретный момент. Особенно любопытно наблюдать, как настроения и эмоции, навеянные временем года, преломляются в восприятии творцов - художников, писателей, поэтов и, конечно, композиторов.
Это обстоятельство вдохновило музыковеда
Тамару Касаткину на концертную программу, которую составили музыкальные произведения, поводом для которых послужила зима. А чтобы палитра слушательских впечатлений оказалась полной, в нее были включены сочинения русских и зарубежных композиторов - представителей разных времен и культур.
Название программы –
«Шаги на снегу» - дала прелюдия для фортепиано Клода
Дебюсси. Она считается одной из самых загадочных среди произведений этого жанра, созданных композитором. Многие даже называют ее мистической – такой невероятный эффект производит сочинение на слушателей, буквально завораживая их и не отпуская с первых нот. Попасть под гипноз и обаяние фортепианной прелюдии могли все, кто пришел в Органный зал 23 января. В этот вечер она звучала в исполнении
Павла Шинкевича.
Пожалуй, одна из самых известных зимних тем в мировой музыкальной культуре – «Времена года» Петра Ильича
Чайковского. Фортепианные пьесы «Ноябрь. Тройка» и «Январь. У камелька» нарисовали картину русской зимы: лихой, озорной, уютной, нарядной…
Русские народные песни и романсы в исполнении
Ирины Макаровой рисовали другую зиму – ту, которая матушка.
Совсем другой – суровой, отчужденной - представала зима в творчестве нашего земляка Эдисона
Денисова. В 1981 году томский композитор создал вокальный цикл для голоса и фортепиано «На снежном костре» на стихи Александра Блока.
- Вокальные циклы Эдисон Васильевич начал сочинять еще в годы учебы в томском музыкальном колледже. Он любил поэзию. Особенно стихи Сергея
Есенина и Александра
Блока, - рассказывает музыковед
Тамара Касаткина. - И еще очень любил русскую зиму. Часто бывал в Доме отдыха композиторов в Старой Рузе именно зимой, где каждый день катался на лыжах. Эти две его любви – к поэзии
Блока и к зиме – сошлись в вокальном цикле «На снежном костре», который сам Эдисон Васильевич считал самым сильным и лучшим своим вокальным циклом. А вот критика была к нему не так благосклонна. Композитора осуждали за то, что свой цикл он посвятил не воспеванию зимних пейзажей, а размышлениям о смысле жизни.
Музыкальная премьера состоялась в Москве, в 1981 году. Первым романсы на стихи Александра
Блока и музыку Эдисона
Денисова исполнил тенор Анатолий Мартынов. На томском концерте романс звучал в исполнении
Юлии Шинкевич.
Не обходится в «зимнем» творчестве и без парадоксов. Известная песня «У леса на опушке», например, родилась весной и впервые была исполнена Эдуардом
Хилем накануне 8 Марта. А одну из самых известных рождественских песен на английской языке - «Let It Snow» - ее авторы, поэт Сэмми
Кан и композитор Жюль
Стайном сочинили в самый жаркий день 1945 года. Все началось с безобидных слов
Кана: «Дружище, а не отправиться ли нам с тобой на пляж?». На что тот ответил: «А почему бы нам не остаться здесь и не написать зимнюю песню?». И написали! Оба неувядающих хита прозвучали в исполнении баритона
Евгения Штейнмиллера.
Новогодние и рождественские песни стали отдельным, заключительным блоком концерта, продемонстрировав еще дну яркую сторону зимы и зарядив слушателей хорошим настроением на предстоящий вечер.