bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

Томский оркестр пополнила американка
h 02

- Красивая. Звучит. А дальше посмотрим, как она будет себя вести, - улыбается арфистка Томского академического симфонического оркестра Екатерина Лаптева.

Несколькими минутами ранее новенький инструмент производства американской фирмы Lyon & Healy был распакован из контейнера. Умелым движением легких пальцев Екатерина Иннокентьевна «пробегается» по струнам:

- Струны надо натягивать, чтобы держали строй. Это дня три займет. Потом уже начну «разыгрывать» инструмент, привыкать к нему.

В творческой судьбе Екатерины Лаптевой это первая арфа иностранного производства. Две арфы, которые сегодня есть в филармонии – одна из них стоит в Большом концертном зале, вторая – в Органном зале – изготовлены на Ленинградской фабрике имени Луначарского. Они закупались в 1980 и 1981 годах.

- Ленинградская фабрика славилась своим производством. Обе арфы и сегодня в рабочем состоянии, хотя срок их амортизации давно истек, - рассказывает Екатерина Иннокентьевна. - Мастер, который приезжал к нам в позапрошлом году, еще очень удивлялся: «Надо же! Обычно арфы так долго не живут»

Новенький инструмент прибыл в Томск из-за океана. В настоящий момент чикагская фирма Lyon & Healy – ведущий мировой производитель педальных арф. Уникальные инструменты бренда Lyon & Healy можно встретить в оркестрах по всему миру, от Нью-Йоркской филармонии до Большого театра в России.

h 05

h 06

h 07         h 08

Ценное приобретение (стоимость «американки» около 4,5 млн. рублей) стало возможным благодаря субсидии, выделенной губернатором Сергеем Жвачкиным к 75-летию филармонии и Томского академического симфонического оркестра.

Трепетный момент – распаковка арфы – случился только через три дня после ее прибытия в Томск. До этого иностранка проходила акклиматизацию. Для деревянных музыкальных инструментов – стандартная процедура после путешествий в холодное время года. Резкие перепады температуры и влажности чреваты. Могла лопнуть деревянная дека арфы.

«Американка», получившая томскую прописку, выполнена из ситхинской ели. Именно она придает арфе яркое, теплое, резонансное звучание. Произрастает такая ель на западе Северной Америки. Древесина для будущей арфы отстаивается годами, иногда до пяти лет. Инструмент фирмы Lyon & Healy демонстрирует не только качество звучания, но и мастерство деревообработки. Дека украшена цветочной резьбой и изящным орнаментом.

Вместе с инструментом филармония получила комплект струн производства Великобритании. Их у арфы 46. Одиннадцать из них – металлические, остальные – нейлоновые. В былые времена для производства струн использовалась жила. Преуспевал в этом деле, например, Полтавский мясокомбинат. Приятной неожиданностью американской арфы, по признанию Екатерины Лаптевой, оказалось то, что даже металлические струны до и фа имеют свой цвет: фа – синие, до – красные. Визуально это очень удобно для исполнителя.

- Как музыкант я понимаю, что значит для исполнителя получить новый качественный инструмент. Это настоящие событие, если не сказать, праздник, - отметил начальник Департамента по культуре Томской области Павел Волк, который пришел поздравить коллектив с приобретением. – Вопрос с обеспечением инструментами главного творческого коллектива региона во все времена был на повестке дня. Первым пунктом в программе юбилейных мероприятий Сергей Анатольевич обозначил пополнение и обновление парка инструментов оркестра.

До осени в филармонию прибудут контрафагот, гобой, флейта большая и флейта-пикколо, два кларнета, четыре контрабаса и пять валторн.

- Помимо приобретения инструментов на средства областной субсидии планируется обновление «одежды сцены» и проведение различных юбилейных мероприятий: выпуск подарочного альбома об истории Томской филармонии, фотогалерея на Набережной, концерты и многое другое, - рассказывает директор Томской областной государственной филармонии Наталия Чабовская.

Дебют томской «американки» планируется 18 апреля в БКЗ, на концерте «Окно в Европу». Она будет звучать во время исполнения «Adagietto» из Симфонии №5 Густава Малера.

h 03

h 04

h 01

Фото: Игорь Волк